Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

стерре (конец земли по-испански), прошли вдоль берегов Испании и Португалии. Штурмана продолжили курс к Канарским островам, далее вдоль западного побе­ режья Африки и мимо островов Зеленого Мыса на юг, в тропики, к экватору, в Южный океан, где «в небесах другие блещут звезды, и свет лиет созвездие Креста!», как писал известный русский поэт В. Г. Бенедиктов. 26 декабря около 16 часов открылись Канарские острова. Блестящий под солн­ цем, словно сахарная голова, пик Тенерифе усмотрели на расстоянии 70 миль. Вот это океанские просторы! Между прочим, мои астрономические определения в пер­ вой половине дня, как выяснилось позднее, оказались близки к истинным. Астро­ номическая практика здесь — дело великолепное. По мере приближения к архипе­ лагу все отчетливее выступают главные острова: справа Де-Тенерифе, слева Гран- Канария. Все прекрасно, одно плохо: проходить проливом между островами придется в ночное время. А стоянка на Канарских островах не планируется. Так ничего и не увидим. Следующее утро встретили уже далеко к югу от островов. А при ночном плавании в этих чудных местах только и увидели несколько маяков да огни портового города Санта-Крус Де-Тенерифе. Ужасно все сожалеем, особен­ но убиваются ученые. Ну, что поделаешь, как-нибудь в следующий раз! День за днем судно сравнительно быстро спускается к югу. Условия плавания стали резко меняться. Вечный, благодатный северо-восточный пассат веет над без­ брежными океанскими просторами, поднимая легкую волну, играющую всеми ра­ дужными красками постоянно переливающихся вод. Живности немного: время от времени резвятся вдоль бортов быстрые стаи дель­ финов, летающие рыбки стремительно взмывают вверх из океанских глубин и, про­ летев несколько десятков метров, грациозно врезаются в набегающую волну. Оди­ нокие альбатросы, скитальцы морей, парят над судном. Они изредка очарователь­ но легко шевелят узкими длинными крыльями, легко скользят в восходящих воздушных потоках. Два океана — две стихии, вода и воздух, — благодатные края. Но вот с юга все активнее подступает тропическая жара. В те, теперь уже дале­ кие, времена на наших судах еще не .было систем кондиционирования воздуха, и горячая, влажная духота быстро заполняет все помещения, не давая отдыха людям ни днем, ни ночью. В машинных отделениях нечем дышать. Я смотрю свои дневни­ ковые записи тех плаваний: «... 29 декабря, Гвинейский залив... температура на­ ружного воздуха +31°, в машинном отделении +47°». Заметим, что это еще не са­ мая высокая, бывала и за пятьдесят. Механики, мотористы, электрики стоят вахты по два часа, больше невозможно. Да и понятно: четыре главные и две вспомога­ тельные машины работают на полной мощности, создавая под палубами руко­ творный ад преисподней. И механическая служба под руководством главного ме­ ханика Г. Н. Новгородцева работает там на пределе допустимого. Первого января 1956 года на параллели Гвинейского залива, в долготе 13°20' западной пересекли экватор и вступили в южное полушарие. Так счастливо совпа­ ли два знаменательных события и, соответственно, два праздника: встретили Но­ вый 1956 год и пересекли экватор. Правда, штурмана позволили маленькую на­ тяжку, но, с одной стороны, маленькую, а с другой... штурмана в океане все могут! Поди докажи! Недаром царь Петр в своем Уставе написал: «А штурманов, хотя они и простого звания, в кают-компанию допущать, потому как в хитростно-слож­ ных навигационных науках весьма искусны!». Великий император и преобразова­ тель знал, что говорил. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz