Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
стерре (конец земли по-испански), прошли вдоль берегов Испании и Португалии. Штурмана продолжили курс к Канарским островам, далее вдоль западного побе режья Африки и мимо островов Зеленого Мыса на юг, в тропики, к экватору, в Южный океан, где «в небесах другие блещут звезды, и свет лиет созвездие Креста!», как писал известный русский поэт В. Г. Бенедиктов. 26 декабря около 16 часов открылись Канарские острова. Блестящий под солн цем, словно сахарная голова, пик Тенерифе усмотрели на расстоянии 70 миль. Вот это океанские просторы! Между прочим, мои астрономические определения в пер вой половине дня, как выяснилось позднее, оказались близки к истинным. Астро номическая практика здесь — дело великолепное. По мере приближения к архипе лагу все отчетливее выступают главные острова: справа Де-Тенерифе, слева Гран- Канария. Все прекрасно, одно плохо: проходить проливом между островами придется в ночное время. А стоянка на Канарских островах не планируется. Так ничего и не увидим. Следующее утро встретили уже далеко к югу от островов. А при ночном плавании в этих чудных местах только и увидели несколько маяков да огни портового города Санта-Крус Де-Тенерифе. Ужасно все сожалеем, особен но убиваются ученые. Ну, что поделаешь, как-нибудь в следующий раз! День за днем судно сравнительно быстро спускается к югу. Условия плавания стали резко меняться. Вечный, благодатный северо-восточный пассат веет над без брежными океанскими просторами, поднимая легкую волну, играющую всеми ра дужными красками постоянно переливающихся вод. Живности немного: время от времени резвятся вдоль бортов быстрые стаи дель финов, летающие рыбки стремительно взмывают вверх из океанских глубин и, про летев несколько десятков метров, грациозно врезаются в набегающую волну. Оди нокие альбатросы, скитальцы морей, парят над судном. Они изредка очарователь но легко шевелят узкими длинными крыльями, легко скользят в восходящих воздушных потоках. Два океана — две стихии, вода и воздух, — благодатные края. Но вот с юга все активнее подступает тропическая жара. В те, теперь уже дале кие, времена на наших судах еще не .было систем кондиционирования воздуха, и горячая, влажная духота быстро заполняет все помещения, не давая отдыха людям ни днем, ни ночью. В машинных отделениях нечем дышать. Я смотрю свои дневни ковые записи тех плаваний: «... 29 декабря, Гвинейский залив... температура на ружного воздуха +31°, в машинном отделении +47°». Заметим, что это еще не са мая высокая, бывала и за пятьдесят. Механики, мотористы, электрики стоят вахты по два часа, больше невозможно. Да и понятно: четыре главные и две вспомога тельные машины работают на полной мощности, создавая под палубами руко творный ад преисподней. И механическая служба под руководством главного ме ханика Г. Н. Новгородцева работает там на пределе допустимого. Первого января 1956 года на параллели Гвинейского залива, в долготе 13°20' западной пересекли экватор и вступили в южное полушарие. Так счастливо совпа ли два знаменательных события и, соответственно, два праздника: встретили Но вый 1956 год и пересекли экватор. Правда, штурмана позволили маленькую на тяжку, но, с одной стороны, маленькую, а с другой... штурмана в океане все могут! Поди докажи! Недаром царь Петр в своем Уставе написал: «А штурманов, хотя они и простого звания, в кают-компанию допущать, потому как в хитростно-слож ных навигационных науках весьма искусны!». Великий император и преобразова тель знал, что говорил. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz