Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

онно независимого, вольнолюбивого поморского сословия, его реальных отноше­ ний с государственными структурами, а также с новыми представителями — носи­ телями частного капитала, с нарастающим давлением коммерческого предприни­ мательства. Этим новым нарождавшимся отношениям не суждено было по-настоя­ щему сложиться. Судьба неожиданно и очень жестко ударила... по всем по трем. Разразилась Первая мировая война. И все пошло наперекосяк. Российская импе­ рия неудержимо покатилась к своему роковому трагическому краху. Многолетнее военное и политическое лихолетье — войны, революции, интер­ венция нанесли тяжелые раны нашей стране, в том числе и ее северным губерниям. Не избежало тяжелого разорения и Поморье. Голод, разруха, запустение витали над некогда многолюдными и богатыми селениями и становищами Беломорья и Мурмана. Потребовалось много времени, упорного труда и мужества, чтобы в тя­ желейших условиях постепенно восстановить разоренное хозяйство края и в пер­ вую очередь рыбные и зверобойные промыслы в Белом, Баренцевом и Карском морях. Шло время, и здесь началось определенное оживление судоходства, возро­ дились промыслы и стало развиваться местное судостроение. Справедливости ради нельзя не отметить, что новая власть проявляла в те годы завидную активность в деле быстрого развития и начального обустройства всего Северного побережья. С начала тридцатых годов на заполярных территориях развернулись разведоч­ ные мероприятия и первые опытные разработки каменноугольных и нефтяных ме­ сторождений, стала возрождаться лесная промышленность с вывозом ее продук­ ции на экспорт. Вступали в эксплуатацию морские суда, ледоколы, активно зара­ ботал промысловый флот и порты. Начали выдвигаться настойчивые требования реального освоения трассы Северного морского пути, по крайней мере, его запад­ ного участка. И резонно. Открытие регулярной морской трассы сулило широкие перспективы развития транспортных связей между портами Архангельск и Мур­ манск с устьевыми районами богатых сибирских территорий. С конца двадцатых годов прошлого века на Белом и Баренцевом морях нача­ лись ледокольные зверобойные промыслы и активный лов рыбы судами быстро развивавшегося тралового флота. И важную, нередко определяющую, роль во всех этих начинаниях играло поморское население: рыбаки, зверобои, рыбопереработ- чики, судостроители, моряки торгового и рыболовного флотов. В Заполярье, как впрочем и по всей стране, в те далекие годы широко раскрывался творческий энту­ зиазм и стремление к развитию и укреплению новых форм хозяйствования. В По­ морье, между прочим, всегда главенствовал и поощрялся дух товарищества, воль­ ности, просвещения и полезных инициатив. Поэтому здесь с определенным вооду­ шевлением воспринимались новые принципы коллективного труда, стремление к перестройке уже существовавших форм собственности и некоторых постулатов традиционного, но уже изрядно обветшалого поморского уклада — «...былое па­ дало в овраги и будущее в жизнь рвалось!». Молодые поморы — промысловики, зверобои, рыбаки все чаще и охотнее ухо­ дили на вновь строившиеся рыболовные суда, на корабли арктического ледоколь­ но-транспортного флота. В тридцатые предвоенные годы практически на каждом из ледокольных судов, а тем более на рыболовных тральщиках, работали наши земляки долгощельцы: боцман легендарного «Георгия Седова» — Герой Советско­ го Союза Дмитрий Буторин, боцман линейных ледоколов Иван Нечаев, штурман на зверобойных судах Филипп Широкий, тралмейстер на рыбных тральщиках Ан­ дрей Селиверстов, руководитель экспедиционного промысла акулы в Карском море 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz