Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
10—12 псов, садится на нарты и лихо стартует от береговой базы по гладкой ледо вой поверхности в глубь материка (еще хорошо, что не к берегу океана!). Проходит с полчаса или чуть более — видим, как упряжка во весь дух мчится обратно к базе, а сзади болтаются вверх полозьями санки. Проходит еще час-полтора, наконец, с трудом тащится несчастный каюр, и когда народ сочувственно обступает его, ожи дая комментарии, он с трудом произносит: «... всех перебью... не собаки, а банда, шайка насильников... дармоеды!». Правда, насколько помнится, до смертоубий ства дело не доходило. Начальник экспедиции М. Сомов любезно подарил около десятка собак соседям по зимовке — австралийцам. А остальных, кажется, увезли обратно, уже не помню. Но вернемся к событиям отходного дня — 15 декабря. На палубах все уложено, закреплено, судно подготовлено к выходу в море. На причале начался митинг. Доб рые, сердечные пожелания и напутствия провожающих. Особенно запомнились задушевные слова известных легендарных полярников: И. Д. Папанина, Е. К. Фе дорова, В. Ф. Бурханова, М. И. Шевелева и других. Естественно, много родных и близких. Трогательные, незабываемые проводы. А наша «Лена» даже на взгляд бывалых моряков представляла довольно нео бычное для морского корабля зрелище: на третьем трюме распластался двухмотор ный самолет Ил -12, на втором — два легких Ан-2, а рядом на специальных подуш ках морской рабочий катер «Пингвин». На кормовой площадке торчит, словно огромная стрекоза, ярко-оранжевый вертолет, кстати, в те времена весьма редкая машина. Вдоль бортов — тракторы, гигантские вездеходы, сани-волокуши, огром ные стальные конструкции будущих антарктических электростанций и радиостан ций, емкости для топлива, щитовые разборные домики, на корме — партия балло нов с газом, далее за кормовой тамбучиной — свора собак, всего не перечесть. А в судовых трюмах... тысячи бочек с авиационным бензином, дизельным топливом, продовольствием, техническим снабжением, стройматериалами, научным обору дованием, приборами. Да, было о чем беспокоиться и переживать судовым командирам, особенно ка питану А. И. Ветрову, старшему помощнику К. Н. Чубакову, второму штурману В. К. Павлову: огромное, беспокойное и весьма опасное хозяйство. А впереди тя желые осенне-зимние штормы в Бискайском заливе, Северной Атлантике и, конеч но же, грозные ревущие сороковые широты Южного океана, в общем, почти все климатические пояса Земли. С первого же дня антарктического плавания от балтийских проливов и до выхо да в Атлантический океан нас сопровождал густой осенний туман. А время торопи ло. Ведь судно имело большие задержки при подготовке к плаванию. У нас же, как всегда, быть неготовым — обычное состояние. И вот теперь на долю капитана и экипажа выпала нелегкая и неблагодарная задача: всемерно экономить время на пе реходе. А природа готовила один сюрприз за другим, время такое — осень—зима! Только миновали туманную мглу Ла-Манша, а впереди гремел бурный Бис кайский залив с жестокими зимними штормами. Громадные океанские валы, несу щиеся от самых берегов Америки, обрушиваются на тяжело груженное судно. Раз машистая качка с креном до 40° на оба борта. Тяжело скрипят, напрягая крепле ния, палубные грузы. Протянутые по верхней палубе штормовые леера помогают передвигаться вахтенным матросам и дополнительным наблюдающим за крепле нием и состоянием палубного груза. А вообще движение по верхней палубе зап рещено. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz