Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ряжались для обследования и изучения совершенно неизвестного нам тогда Южно­ го ледового материка. А конкретно цели экспедиции — создание и подготовка ма­ териковых научных станций в Антарктиде к проведению Третьего Международ­ ного геофизического года, а также исследование южных полярных морей. Каждая большая экспедиция, как правило, готовится долго и всесторонне. Наша первая комплексная отправлялась на противоположный край земли за 16 тысяч километров от родных берегов и, естественно, снаряжалась предельно тщательно. Для нее выделялось все самое лучшее, что могла дать страна в те нелегкие послево­ енные времена. Туда направлялись новейшие и самые мощные корабли, укомплек­ тованные лучшими экипажами моряков. Суда специально дооборудовались и оснащались современными техническими средствами, научной аппаратурой, мощными транспортными средствами — от са­ молетов и вертолетов до ездовых собак. Все участники экспедиции были отлично экипированы. Общий вес экспедиционных грузов составлял более 10 тысяч тонн. В тот первый рейс только на «Лене» отправлялись около 200 человек: моряки, на­ учные сотрудники, летчики, строители, технический персонал. Первым отправился в антарктическое плавание из Калининграда дизель-элек- троход «Обь». Это было 30 ноября 1955 года. Дизель-электроход «Лена», завер­ шивший перед этим два сквозных рейса по Северному морскому пути из Мурман­ ска на Дальний Восток и обратно, срочно переоборудовался под экспедиционные цели на судоремонтном заводе в Риге и проходил осмотр подводной части корпуса в доке Кронштадта. Многое нужно было сделать для выполнения всех экспедиционных потребнос­ тей. Оборудовались дополнительные помещения для членов экспедиции, лабора­ тории и рубки для научных наблюдений и обработки полученных данных. На кор­ ме была построена вертолетная площадка. Трюма обшивались деревянным набо­ ром для перевозки в бочках большого количества дизельного и авиационного топлива: бензина, масел и других горюче-смазочных материалов. Тут надобно заметить, что на завершающем этапе подготовки к походу нам очень не хватало времени. Заканчивался ноябрь — начало лета в южном полуша­ рии, а мы были еще на Балтике! А ведь только на переход через моря и океаны до Антарктиды требовалось около полутора месяцев. Поэтому все работы по пере­ оборудованию, снабжению и загрузке судна велись круглосуточно, в три смены, самыми спешными темпами. Декабрь, январь, февраль — лето на Антарктическом материке. И вот, наконец, все позади! Наступил день отхода дизель-электрохода «Лена» из Калининграда к антарктическим берегам. Это было 15 декабря 1955 года. Докеры и моряки общими усилиями завершали крепление палубных грузов. После полудня доставили в порт привезенных самоле­ том с Чукотки 30 ездовых собак, и моряки с шутками и прибаутками обустраивали на корме эту буйную ватагу. Ох, доставили они нам хлопот на переходе через оке­ ан, а еще больше в портах при швартовках. Сбегалось все портовое народонаселе­ ние (и местные собаки, естественно) поглазеть на эти дикие оргии: лай, визг, неред­ ко местные драчки. Да и в Антарктиде с ними немало проблем. Они буквально ошалели от безделья, качки, тропической жары (с Чукотки же!), сидения на привя­ зи. И по прибытии на Южный материк просто разбежались и вовсе вышли из-под контроля бедного каюра. Нельзя без улыбки вспоминать разные курьезные случаи. По прибытии в Антарктиду каюр Кузнецов сделал несколько попыток езды на собаках. Это были спектакли. Каюр по всем правилам комплектует упряжку из 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz