Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

нерешенными главные проблемы — неудовлетворительное состояние паровых кот­ лов и трубопроводов. Вызывала у специалистов беспокойство крайняя изношен­ ность набора и переборок в районе котельных отделений, а также обшивка на уровне переменных ватерлиний. В конце июля, когда стало ясно, что нынешняя арктическая навигация для нас потеряна, на судно, стоявшее у нерабочего восьмого причала, зачастили различ­ ные комиссии — представители механико-судовой службы пароходства, Регистра, прибыли специалисты из Министерства морского флота. Многочисленные важные товарищи, облачившись в новую робу, — местные острословы язвили: «...больше на робе израсходуют...!» — ходили по нижним коридорам, спускались в котельные отделения и угольные ямы, щелкали молотками по обшивкам котлов, переборок, покачивали головами и глубокомысленно молчали. Иногда складывалось впечат­ ление, будто все они усиленно искали виновного во всех бедах старого изношенно­ го корабля. Наконец, вышел приказ по пароходству о выводе ледореза «Ф. Литке» из эксп­ луатации на холодный отстой, сдаче всего судового оборудования и имущества на береговые склады и подготовке судна к списанию на слом. Мы, члены сдаточного экипажа, начали готовить описи всего судового хозяйства и постепенно сдавать разное имущество по принадлежности. Это были длительные и изнурительные про­ цедуры. Сдавать на береговые склады бывшее в употреблении корабельное имуще­ ство это занятие — врагу не пожелаешь! Но все когда-нибудь кончается. Сдали, наконец, и мы все или почти все судовое хозяйство. Под конец на судно прибыли две симпатичные женщины — сотрудницы техни­ ческой библиотеки пароходства и принялись громить нашу судовую библиотеку. Это мероприятие было для меня особенно тяжким и горьким. Дело в том, что, ра­ ботая матросом еще пять лет назад, я на общественных началах заведовал этой библиотекой и очень хорошо знал ее. Рискуя попасть под огонь критики коллег с других старых ледоколов, я все же решительно утверждаю, что библиотека на «Литке» была если не самая, то одна из лучших и богатейших на всем ледокольно-транспортном флоте. Огромные темно­ орехового цвета застекленные шкафы с книгами занимали три переборки обшир­ ного, от борта до борта, салона команды. Тут с большим вкусом и безусловной заинтересованностью к вопросам морепла­ вания были собраны описания различных морских экспедиций. Это труды первых российских кругосветных мореплавателей И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянско- го, руководителей Антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лаза­ рева, описания путешествий капитанов В. М. Головнина, О. Е. Коцебу, Ф. П. Лит­ ке, Ф. П. Врангеля, Г. И. Невельского — да разве всех перечтешь! Здесь в былые времена зимними вечерами и нередко ночами я зачитывался описаниями путеше­ ствий: Д. Кука, Д. Росса, Ч. Дарвина, Ф. Нансена, русских полярных исследовате­ лей: Э. В. Толля, В. А. Русанова, Г. Я. Седова, С. О. Макарова, полярников и ученых советского периода Г. А. Ушакова, Н. Н. Урванцева, О. Ю. Шмидта, В. Ю. Визе, И. Д. Папанина и многих других. Ах, какие книги были в нашей биб­ лиотеке! Но они, особенно наиболее интересные, как обычно, более потрепаны. Их отбрасывали на палубу салона, а далее путь этих замечательных творений лежал увы... в судовые топки. Горькая, но неизбежная участь. Наконец, капитан поручил мне отнести в Баскомфлот последние судовые ре­ ликвии: орден Трудового Красного Знамени, которым был награжден ледорез «Лит­ ке» за сквозной проход в одну навигацию по трассе Северного морского пути из Владивостока в Мурманск в 1934 году, переходящее Красное знамя и судовую 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz