Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Иногда даже обидно за моряков. На всех ледоколах, в том числе и на «Ермаке», в центре мостика закрытая рулевая рубка, застекленные бортовые полузакрытые будки. А у нас на «Литке» рулевой не только на открытой палубе, так еще и на довольно высокой банкетке, за штурвалом — дабы обзор впереди и по бортам был лучше. Из наблюдательной будки на салинге носовой мачты обзор еще лучше. Но не тащить же туда рулевое управление! Впрочем... бродили одно время и такие идеи. Но далее разговоров дело, кажется, не пошло. Медленно, трудно, по одному, по два выводят ледоколы своих подопечных поближе к кромке льдов. А мы опять «обнюхиваем» ближайшие сморози и торосы — где полегче лед, как проще «протиснуться» тому или иному пароходу, а их позади толпа! И еще очень желательно бы точно установить: что за темной полыньей к западу — большая вода или все же обширное разводье. Но вот почувствовали зыбь — значит, чистая вода, открытое море! «Сибиряков» и «Дежнев», у них запасы угля побольше, двинулись к югу — тоже осмотреть окрестности. А «Литке» снова задвинули в конец каравана. Наш старый подопечный «Валдай» — не идет самостоятельно — сил не хватает, и уголь — в углу под лопатой. Подошли кормой к его носу, подали и закрепили буксир по новому варианту — почти намертво. Моряки еще не потеряли чувства юмора. Наш командир на корме Вася Антипов кричит: «Ну, держитесь, ребята! Теперь, если что оторвем, то вместе с вашим носом». С транспорта весело парируют: «А ничего, потом за кормой сбега ете — мы подождем!». Двинулись вперед, постепенно вытравливая трос, вышли на буксирную линию, обтянули, осмотрели все соединения буксирного комплекса — нормально. Двинулись вперед. Да, теперь можно тащить полным ходом — буксир ный трос и наша тамбучина с кнехтами выдержат. Правда, неизвестно, как на «Вал дае» закрепились, но уверяют, что все надежно. Получили указание с ведущего ледокола выводить транспорт на кромку и за тем следовать в Мурманск. Они уже последние суда к чистой воде подтягивают. Ну что же, хорошее указание получили. Пора и домой, уже около 4 месяцев «Литке» активно и напряженно трудится в Арктике. 29 октября вышли на кромку льдов у самого входа в пролив Карские Ворота с востока. Уже на заметной зыби отдали буксир. С мостика команда: «На баке и корме, на палубах и в помещениях крепить все по-штормовому!». Для нас такая команда, что твоя песня — значит на запад, в Мурманск! Впрочем, погода была вполне приличная, свежий юго-западный ветер, небольшая, легкая волна, видимость с учетом полярной ночи — сносная. Старпом скомандо вал о креплении по-штормовому более для куража. Ну и, для профилактики— дав но в открытом, чистом ото льда море не были — расслабились моряки, пора «под тянуть». Наш еще «горячий» от арктических ледовых схваток «Федор» раз-другой слегка ткнулся во встречную волну и, набирая обороты обоих винтов, устремился в Карские Ворота. 1 ноября 1954 года «Ф. Литке» пришел в Мурманск и сразу же ошвартовался к восьмому причалу — достойный жест руководителей порта заслу женному кораблю. А в августе 1958 года мне выпала ответственная, но горькая доля — принимать активное участие в списании из состава флота легендарного арктического ветера на — ледорез «Ф. Литке». Я был тогда на нем уже в должности второго штурмана. Эта тягостная кампания продолжалась долго и шла довольно вяло, неорганизо ванно и не очень толково. Судно всю зиму и весну стояло в Росте на судоремонт ном заводе — что-то ремонтировали, красили, перебирали. Весной прошли очеред ное докование, очистили и покрасили подводную часть корпуса. Но оставались 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz