Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

туда, к «Волге»! Неожиданно и невольно освобожденный от утомительной и нуд­ ной тяги на буксире одного судна, ледорез теперь активно старался компенсиро­ вать эту проволочку и приносил, безусловно, больше пользы в продвижении не­ скольких судов. Ведь в таких ситуациях бывает очень важно знать, куда ударить, какую смо­ розь разрубить, а которую лишь энергично двинуть в сторону и... пошли свобод­ нее два, а то и три транспорта по освобожденному каналу. А иногда возникала необходимость подсобить и самому дедушке «Ермаку». И тут «Литке» бывал неза­ меним — сравнительно сильный, легкий, маневренный, он отважно бросался на самые тяжелые сморози и, постепенно расшатывая торос, успешно разрушал пере­ мычку, освобождая и «Ермака», и караван. Кстати, и дедушка был уже тоже не тот легендарный «Ермак» конца тридцатых годов, который крушил паковые скопления арктических льдов, выдергивая за во­ семьдесят третьей параллелью дрейфовавших в сторону полюса «Садко» и «Малы­ гина». Теперь ветерану Арктики уже было за пятьдесят — сдавали котлы, износи­ лись главные машины — требовался капитальный ремонт корпуса, всех механиз­ мов или... вставал вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации. Наконец, все выбрались на меридиан Диксона, и огромный ледовый караван, кажется 14 единиц, остановился в раздумье: «Что и как делать дальше?». Состоя­ лось небольшое совещание флагманов-капитанов ледоколов и штаба моропера- ций. А прежде — вперед, на ледовую разведку, по распоряжению капитана «Ерма­ ка», побежала «верная собачка» — стремительный «Литке». За ним по каналу — сколько смогут — двинулись «Дежнев» и «Зоя Космодемьянская». Лед стал несколь­ ко ровнее, легче, но впереди еще были скопления в районе острова Белый. 25 октября караван, предварительно обойдя значительно севернее, мористее тяжелый ледовый участок Белого, о котором предупреждали специалисты ледовой разведки, въехал в очередной, вероятно, последний перед Новой Землей ледовый массив — новоземельский колоб. Уже на дальних подступах с Востока к новоземельским проливам Арктика-54 видимо решила дать морякам последний бой — «...последний бой — он трудный самый!..». Но в нашем случае проявилось и другое. В развитие событий вмешалось новое ободряющее обстоятельство. Теперь все — от капитанов ледоколов до коче­ гаров транспортов — прониклись уверенностью: пробьемся, выйдем на чистую воду! И опять, тяжко вздыхая, нещадно дымя всеми шестью трубами (по две на нос!), упорно крушат торосы, подминают под себя сморози, отвоевывают милю за милей «Ермак», «Ленин», «Сибиряков». И транспортные суда, выгребая из бункеров пред­ последние тонны угля, изо всех сил устремляются по каналам за ледоколами. Са­ мых слабых и почти обезугленных ледоколы протаскивают на буксире, а те, что помощнее, да капитаны амбициознее, пытаются самостоятельно двигаться по ка­ налам за ледоколами. А в сумеречных окрестностях словно тень скользит изящный, походный корпус «Литке». Он зачищает движение громоздкого каравана, помогая то одному, то дру­ гому. Спустя двое суток, ледорез, обследовавший по заданию флагмана ближние по курсу ледовые участки, ночью неожиданно.... выбежал на кромку льдов! Сроч­ но сообщили «Ермаку», и работа каравана получила новый положительный им­ пульс — чистая вода почти рядом! Но, как говорят: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!». Чем ближе кромка, тем плотнее, жестче лед — поджимает, наслаивает, торосит, а главное, намораживает сверху. Температура за бортом уже между -15—20°, пронизывающий ветер, сухой твердый снежок. На верхнем откры­ том мостике у вахтенных зуб на зуб не попадает, порою говорить трудно. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz