Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
туда, к «Волге»! Неожиданно и невольно освобожденный от утомительной и нуд ной тяги на буксире одного судна, ледорез теперь активно старался компенсиро вать эту проволочку и приносил, безусловно, больше пользы в продвижении не скольких судов. Ведь в таких ситуациях бывает очень важно знать, куда ударить, какую смо розь разрубить, а которую лишь энергично двинуть в сторону и... пошли свобод нее два, а то и три транспорта по освобожденному каналу. А иногда возникала необходимость подсобить и самому дедушке «Ермаку». И тут «Литке» бывал неза меним — сравнительно сильный, легкий, маневренный, он отважно бросался на самые тяжелые сморози и, постепенно расшатывая торос, успешно разрушал пере мычку, освобождая и «Ермака», и караван. Кстати, и дедушка был уже тоже не тот легендарный «Ермак» конца тридцатых годов, который крушил паковые скопления арктических льдов, выдергивая за во семьдесят третьей параллелью дрейфовавших в сторону полюса «Садко» и «Малы гина». Теперь ветерану Арктики уже было за пятьдесят — сдавали котлы, износи лись главные машины — требовался капитальный ремонт корпуса, всех механиз мов или... вставал вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации. Наконец, все выбрались на меридиан Диксона, и огромный ледовый караван, кажется 14 единиц, остановился в раздумье: «Что и как делать дальше?». Состоя лось небольшое совещание флагманов-капитанов ледоколов и штаба моропера- ций. А прежде — вперед, на ледовую разведку, по распоряжению капитана «Ерма ка», побежала «верная собачка» — стремительный «Литке». За ним по каналу — сколько смогут — двинулись «Дежнев» и «Зоя Космодемьянская». Лед стал несколь ко ровнее, легче, но впереди еще были скопления в районе острова Белый. 25 октября караван, предварительно обойдя значительно севернее, мористее тяжелый ледовый участок Белого, о котором предупреждали специалисты ледовой разведки, въехал в очередной, вероятно, последний перед Новой Землей ледовый массив — новоземельский колоб. Уже на дальних подступах с Востока к новоземельским проливам Арктика-54 видимо решила дать морякам последний бой — «...последний бой — он трудный самый!..». Но в нашем случае проявилось и другое. В развитие событий вмешалось новое ободряющее обстоятельство. Теперь все — от капитанов ледоколов до коче гаров транспортов — прониклись уверенностью: пробьемся, выйдем на чистую воду! И опять, тяжко вздыхая, нещадно дымя всеми шестью трубами (по две на нос!), упорно крушат торосы, подминают под себя сморози, отвоевывают милю за милей «Ермак», «Ленин», «Сибиряков». И транспортные суда, выгребая из бункеров пред последние тонны угля, изо всех сил устремляются по каналам за ледоколами. Са мых слабых и почти обезугленных ледоколы протаскивают на буксире, а те, что помощнее, да капитаны амбициознее, пытаются самостоятельно двигаться по ка налам за ледоколами. А в сумеречных окрестностях словно тень скользит изящный, походный корпус «Литке». Он зачищает движение громоздкого каравана, помогая то одному, то дру гому. Спустя двое суток, ледорез, обследовавший по заданию флагмана ближние по курсу ледовые участки, ночью неожиданно.... выбежал на кромку льдов! Сроч но сообщили «Ермаку», и работа каравана получила новый положительный им пульс — чистая вода почти рядом! Но, как говорят: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!». Чем ближе кромка, тем плотнее, жестче лед — поджимает, наслаивает, торосит, а главное, намораживает сверху. Температура за бортом уже между -15—20°, пронизывающий ветер, сухой твердый снежок. На верхнем откры том мостике у вахтенных зуб на зуб не попадает, порою говорить трудно. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz