Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

сами угля. Да его уже и в Диксоне практически почти не осталось. Сложные по составу, наскоро собранные караваны судов под проводкой «Ермака», «Ленина», «Сибирякова» растянулись более, чем на десяток миль в центральной части Кар­ ского моря. Причин для беспокойства у штаба и капитанов судов было достаточно. Здесь на ледовом участке между островами Скотт-Хансена и Диксоном на «Лит­ ке» произошла, по словам старшего механика, форменная авария. Лед был сравни­ тельно легкий, ровный, молодой, правда, местами значительно наслоенный. И связка «Литке»—«Валдай» продвигалась довольно успешно. Однако, то ли ледорез резко дернулся вперед, почувствовав слабину между двумя сморозями, то ли его сильно отбросило в сторону углом льдины, «Валдай», не успев сманеврировать, с прилич­ ной инерции вперед ткнулся носом в торос. А, возможно, сложились вместе оба ледовых фактора, и «Валдай» встал. Резкое натяжение буксирного троса, и у нас лопнул вал у буксирной лебедки. Да, случилось печальное происшествие. Механи­ ки в присутствии капитана и старшего помощника детально осмотрели лебедку и вынесли однозначный приговор — без заводского вмешательства лебедку восста­ новить невозможно. По команде с «Литке» на «Валдае» отдали буксирный трос, а мы кое-как его выбирали, практически вручную на кормовую площадку. Теперь мы могли продолжать проводку подопечного транспорта только методом лидиро­ вания. Частые застревания, околки ведомого судна, ожидания, когда на нем снова поднимут пар, отнимали много крайне дорогого теперь времени. Проблем значи­ тельно прибавилось. Больше всех приходилось трудиться нашим флагманам: «Ермаку» и «Ленину». Эти опытные, заслуженные ветераны Арктики, внешне не спеша, очень деловито и упорно продвигали вперед более десятка пароходов. Все это осуществлялось без шума, криков и суеты. Одного брали на буксир и бодро тащили вперед до стоящего далеко впереди главного каравана. Затем, не разворачиваясь, кормой вперед, воз­ вращались к следующему, попутно, будто мимоходом, окалывали еще одного-двух застрявших. Подхватив наиболее слабого, снова шли к каравану. А по свежему каналу, удачно свалившись в него, пытались самостоятельно и, нередко успешно, продвигаться наиболее активные пароходы. Только сигнальные гудки ледоколов да репетующие на разных тонах ответы транспортов указывали на трудную, но понятную всем участникам похода работу этого большого разно­ мастного ледового каравана. Помню, как мы с восторгом и умилением наблюдали иногда внешне забавную картину. Вот «Ермак» подходит к застрявшему во льдах «Володарскому» и, эконо­ мя время, не разворачиваясь, подает буксир со своего носа на нос парохода. Закре­ пили буксир, ледокол, пыхнув дымовыми клубами из обеих высоких труб, пошел кормой вперед — двинулся и пароход. Выглядело это со стороны просто умори­ тельно, будто два огромных бульдога, вцепившись в длинную кость, тащат ее — каждый на себя. Понятно, что двухтрубный сильнее и, глухо ворча, пятится и та­ щит соперника за собой в ледовом канале. Канал свежий и ледокол этим занятным методом уже уверенно ведет за собой еще немного упирающегося подопечного. Ини­ циатива, сноровка, опыт ледоколыциков не только ускоряли проводки, но порою вносили веселое оживление в караван. А «Литке», как говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло, теперь уже не отягощенный буксировкой, лихо бегает вдоль каравана, пытаясь помочь всем, кто испытывал особые затруднения при форсировании тористых перемычек или застревал на поворотах. Здесь особенно эффективной была работа капитана и вах­ тенных штурманов. Вячеслав Иванович только успевает показывать рукой, куда следует дернуть нашего «рысака», а вахтенный штурман уже перекинул ручки ма­ шинного телеграфа на «полный вперед» и пошли! Рулевой успевай с поворотом — 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz