Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

очередь он озадачивает старпома: «А вот сколько, Эдуард Иосифович, за прошлые сутки прошли ... — то, то! Впрочем, доберемся! Еще не в таких переделках бывали. Вот в позапрошлом году, перед началом зимовки...». — «Ой, не вспоминайте Вы об этом, Иван Александрович», — суеверно вздрагивает старпом и переводит раз­ говор со старшим механиком на излюбленную для обоих тему относительно зая­ вок на снабжение к приходу в порт. Тут база для душевного разговора куда как шире. И то как-нибудь надо выбить и с этим не дать промашки, так как снабжен­ цы, дело понятное, пройдохи известные, уж на чем-нибудь да объегорят. Да, эти истинные страдальцы — старшие командиры — вероятно, спят и во сне видят, как по причалу к борту судна идут машины со всякой всячиной. Что поделаешь — каж­ дому свое. Наиболее трудным после затаймырского участка к концу навигации-54 ока­ зался район западнее архипелага Норденшельда, особенно у островов Мона. Здесь на пути между островами Мона и Скотт-Хансена наиболее сплоченный и торосис­ тый молодой лед. Множество островов, особенно малых, каменистых банок. Тут можно изучать историю арктического мореплавания: банки «Ермака», «Садко», «Малыгина», «Ленина» — все это было открыто корпусами ледоколов и транспор­ тных судов, в основном еще в довоенный, самый горячий золотой век на Северном морском пути. А известный после «Литке» великолепный ходок на довоенных арктических трас­ сах СМП ледокольный пароход «Садко» на одной из этих многочисленных банок, как говорят, и голову свою сложил. Да, это был блестящий для своего времени, но несчастный корабль. Он был построен в Англии в 1912 году водоизмещением 3800 тонн с мощной для своего корпуса машиной около 3-х тысяч лошадиных сил. Будучи еще совершенно молодым, через два года после покупки его российским правительством, летом 1916 года он в Кандалакшском заливе с полного хода нале­ тел на неизвестную банку и затонул. Экипаж и пассажиров спас проходивший мимо пароход. «Садко» пролежал на морском дне 18 лет и в 1934 году был поднят специ­ альной спасательной экспедицией ЭПРОН. После подъема, просушки и капитально­ го ремонта он снова вступил в состав ледокольно-транспортного флота Советского Союза. За свою недолгую, но яркую жизнь «Садко» совершил целый ряд выдающих­ ся высокоширотных экспедиций с научными целями. Особенно были значимы его походы на север и северо-восток Карского моря под командованием капитана Н. И. Хромцова и научных руководителей Р. Ф. Самойловича и В. Ю. Визе. В начале войны, в сентябре 1941 года, «Садко» под командованием капитана Корельского вышел из Диксона с грузом и сменой зимовщиков на полярные стан­ ции. И 13 сентября с полного хода, как и в 1916 году, выскочил на каменистую, необозначенную на карте подводную банку. Разразившимся штормом в течение суток пароход окончательно разломало. Этот славный арктический ходок во вто­ рой раз и теперь уже навсегда скрылся под водой, в холодной пучине Карского моря, исследованию и изучению которого он, как говорят, посвятил лучшие годы. Коварную банку назвали именем «Садко», а капитана Корельского суд военный, скорый и безусловно неправый, приговорил к расстрелу. «Садко» был добротно построенный и хорошо оборудованный для работы в высоких широтах ледокольно-транспортный корабль. Мне много о нем рассказы­ вал мой добрый старший товарищ, потомственный архангельский моряк Федор Степанович Кротов, работавший на «Садко» в последних перед гибелью рейсах. Руководство штаба морских арктических операций, вероятно, очень беспокои­ ло позднее время и большое количество судов в Арктике с крайне скудными запа­ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz