Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Однако до начала XX века в арктическом мореплавании, особенно в промысловом судоходстве, мало что изменилось. Из поколения в поколение поморы передавали опыт в судоходстве, судостроении и оснащении деревянных парусных судов. Что касается собственно торгового и промыслового судоходства в Баренцевом и Карском морях, то к началу XX века оно не только не развивалось, но наоборот постепенно приходило в упадок. Практически прекратились промысловые плава ния поморов на Шпицберген, Новую Землю, а также к устьям западно-сибирских рек. Казалось, что с бурным развитием, особенно в Западной Европе, парового фло та рыбные и зверобойные промыслы в северных морях должны были получить ши рокое развитие. Однако ничего значимого не произошло. Страна не сумела вовремя перевооружить свой устаревший парусный флот. А в ее территориальных водах у Шпицбергена, Новой Земли и в западной части Карского моря все активнее стали работать паровые промысловые суда Норвегии, Швеции, Англии и других стран. Ну а поморы ограничивались традиционными промыслами в прибрежных водах Белого моря и частично у берегов Мурмана. Здесь по-прежнему добывали морского зверя, ловили рыбу, занимались охотой. Ходили в вешние плавания в северную часть Белого моря, где промышляли тюленей, спускавшихся вместе с ос таточными льдами к Баренцеву морю. Они добывали белуху около Канинского побережья, по-прежнему пускаясь в суровые полярные воды в открытых беспалуб ных морских карбасах да промысловых лодках. Естественно, кроме морских про мысловых и рыболовных дел в поморских селениях возникало немало проблем и на берегу. Жителям этих суровых северных регионов приходилось постоянно бо роться с частыми капризами буйной заполярной природы. Много терпели жители низовий Кулоя, моего родного Долгощелья от гигантских приливов-отливов, осо бенно при штормовой осенней непогоде. Часто штормовыми приливами уносило сено, заготовленное для зимнего кормления скота, разбивало о каменистые при брежные луды промысловые суда, разрушало различные хозяйственные построй ки. Вспоминается, как во время этих грозных штормов брызги от волн, разбивав шихся о берег, летели в окна большого двухэтажного родительского дома, стояв шего на высоком прибрежном угоре. В такую осеннюю погоду вода с моря на приливах поднималась на 10—12-метровую высоту. В конце XIX — начале XX веков в жизни поморского края стали проявляться некоторые перемены. Наметилось определенное расслоение среди местного населе ния — событие ранее почти не наблюдавшееся. Стали выделяться крупные хозяй ства, появились всякие ростовщики, скупщики, посредники, начали определяться местные судовладельцы, мелкие купцы. С другой стороны, по-прежнему существо вала большая масса мелкопоместного и просто обездоленного крестьянства. Быст ро входили в практику договорные соглашения о найме людей на промыслы, о сда че в аренду промысловых угодий, транспортных средств. Множились договоры о постоянной, с твердыми ценами, сдаче добываемой продукции коммерческим ком паниям и отдельным перекупщикам. В эти некогда независимые, вольные края при шла реальная капитализация хозяйственных и социальных отношений. И посте пенно жители поморского края стали попадать в постоянную зависимость не толь ко к местным хозяевам-судовладельцам, но и к заезжим арендаторам, скупщикам, ростовщикам, купцам. Разумеется, теперь трудно да и бессмысленно было бы прогнозировать: в ка ком направлении и до каких пределов могли развиваться эти основы нового соци ального уклада. Как стали бы складываться отношения различных слоев традици
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz