Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

В конечном результате операция по проводке лихтеров в Нордвик и Тикси за­ кончилась успешно и благополучно. После промежуточного пополнения запасов угля и пресной воды «Литке» рванул к проливу Вилькицкого, где резко усложни­ лась ледовая обстановка. Капитан Поташников, при всей его хитроватой осмотри­ тельности, иногда пускал своего испытанного летуна во весь опор. Ах, как лихо ходил даже в свои последние арктические походы наш заслуженный ледорез! На мостик часто поднимался старший механик Исмаил Глаголев. Они с капи­ таном любили на крыле мостика в дежурной бортовой будке подолгу обстоятель­ но беседовать. Оба были жителями Архангельска, земляками и тем для обсуждений бывало достаточно. Отбежав две или три вахты от Тикси, «Литке» неожиданно воткнулся в довольно плотную, торосистую полосу льда. Был уже на исходе сен­ тябрь, и появились первые молодые сморози, температура воздуха давно скати­ лась ниже нуля. Временами трусил мелкий снежок. Теперь все устремлялись на за­ пад к открытой воде, что уже за Новой Землей хлещет тяжелой осенней волной. На запад — к дому! А здесь, восточнее Таймыра, «Ленин» и «Красин» разбираются с транспортами — кого на запад к проливу Вилькицкого, других на восток к Ново­ сибирским островам, в проливы Санникова и Дмитрия Лаптева. Сравнительно легкая и благополучная арктическая навигация быстро катилась в завершающую стадию. Во второй половине сентября общая ледовая обстановка на трассах Севморпути стала резко осложняться. Возрос объем работ и у ледоко­ лов. Наш «Литке», преодолев последнюю ледовую перемычку на границе западно­ го и восточного секторов Арктики, носился от каравана к каравану, помогая на особо сложных участках. Тяжелые линейные ледоколы («утюги») «Ермак», «Ле­ нин», «Красин» развязывали тугие караванные узлы в районе пролива Вилькицко­ го и архипелага Норденшельда. Еще сложнее была обстановка к востоку от Тай­ мыра — в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском. Там тяжело вороча­ лись дальневосточники «И. Сталин», «А. Микоян», «В. Молотов» с сложными караванами транспортов. Между архипелагом Норденшельда и Диксоном работал «Сибиряков». Это не тот легендарный «А. Сибиряков», который погиб в 1942 году около острова Белу­ ха в неравном морском бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Это был старенький ледокольно-транспортный пароход. Нынешний «Сибиряков» — ледокол паровой, двухтрубный, полученный от Финляндии по послевоенной репа­ рации. Он был значительно слабее наших линейных ветеранов, но выигрывал в маневренности. «Литке» в качестве вспомогательного ледокола подтягивал транспорты к ос­ новным караванам за линейными ледоколами. Часто выручал в торосах наиболее старые маломощные пароходы, помогал протиснуться через плотные перемычки молодого, но вязкого льда. Конечно, старых и маломощных судов было тогда в Арктике много больше, чем бы хотелось. Да и откуда взяться в начале пятидесятых мощным, а тем более, новым? Все эти паровые ветераны прошли войну в союзных океанских конвоях, аркти­ ческих караванах на морских флангах фронтов, на подхвате у военных флотов. Многие из них и до войны по 5—7 лет и более не видели основательных ремонтов корпусов, машин, паровых котлов, трубопроводов. Да, это были поистине заслу­ женные ветераны и беззаветные морские труженики. Даже у самых жестких и часто неразборчивых в выражениях капитанов ледоколов застревали в горле нехорошие слова при виде таких судов, как «Дежнев», «Седов», «Русанов», «Кама» и других, из последних сил пытавшихся поспевать в ледовых каналах за ледоколами. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz