Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

не очень благозвучны — это уже наши современники удостоили. Что делать — видно на большее фантазии не хватило. Хотя по свидетельству современников Харитон Лаптев был начальник толковый и энергичный, а человек веселый и общительный, любил добрые компании. А мы на «Литке» самым малым ходом втягиваемся в бухту. На мостике — ка­ питан Поташников и второй вахтенный — штурман Кирюков. Внизу в машинном отделении — старший механик Глаголев. Глаголев любил иногда высказаться по существу. Вот и сейчас он как бы ненароком напоминает по переговорной трубе: «Гляди, Вячеслав Иванович, по-моему под килем совсем мало — дергается “Фе­ дор”». — «Гляжу!» — ворчит недовольно капитан. Кому еще как не ему знать, как мало воды под килем. Но идти в бухту надо — не бросать же лихтер в море. У индикатора-самописца эхолота гироскопист, как тогда именовали электро­ навигатора, Михаил Добряков. Он словно метроном отсчитывает показания эхо­ лота — нужно погромче, потому что капитан туговат на ухо — последствия конту­ зии на войне. Голос электронавигатора громкий, четкий: «Три под килем!» — «Хо­ рошо». — «Два метра». — «Понял». — «Один метр!». Капитан кратко комментирует: «...да, немного. Стоп, машины». Звенит машинный телеграф, обе машины на сто­ пе. Ледорез плавно и изящно скользит по ровной глади бухты. «Все, Вячеслав Ива­ нович, под килем — ноль!». Капитан будто несколько удивлен, глядит за борт: «Как ноль, Миша, идем же?!». — «Ну и хорошо, Вячеслав Иванович, коли идем — счас­ тливого плавания! А у меня все по нолям». «Да там уже ил, а не вода, Вячеслав Иванович», — подсказывает второй по­ мощник. Капитан прикидывает расстояние до берега. Хитер наш мастер! Он уже давно знает, что под килем ноль и что штурмана — хорошие ребята, но... опыта маловато. Умен и мудр Вячеслав Иванович, вот только иногда выдержки не хвата­ ет, причем в пустяковых ситуациях. Он все проштудировал, обдумал и твердо усво­ ил, что главное здесь, в этой незнакомой штурманам бухте, мягкий ровный грунт, в случае касания корпусом опасности это для судна не представляет. Разумеется, вхо­ дить нужно уверенно, но осмотрительно, продвигаясь толчками машин как можно ближе к берегу. В этих сложных условиях капитан спокоен, уверен и распоряжается на мостике, не торопясь, по-капитански. На берегу бухты стоят несколько маленьких временных домиков, а далее в глу­ бине материка довольно странное и не очень понятное сооружение типа деревян­ ной водонапорной башни. Здесь в довоенные годы, да и во время войны тоже, до­ бывали соль и вывозили ее на Дальний Восток. Когда-то в этих местах велись раз­ работка угольных месторождений и разведка нефти, причем первые данные о нефтезалеганиях по оценкам геологов были весьма оптимистичны. Однако време­ на были суровые и нередко несправедливые к людям талантливым, профессиона­ лам, специалистам. Все эти работы еще до войны как-то неожиданно свернули, а в военное лихолетье и вовсе забыли. Теперь же, вероятно, предполагается возобно­ вить прерванные работы. Иначе для чего же мы тащим в эти захолустные края лих­ тера со стройматериалами и различным оборудованием. Поставив лихтер на якорь в бухте Нордвик, «Литке» побежал в сторону Тикси для оказания помощи пароходу «Прончищев», у которого что-то не ладилось с проводкой лихтера. Оказывается, на подходе к бухте Буор-Хая вдруг проявилась довольно плотная полоса остаточного льда. Нам пришлось тут почти сутки про­ кладывать ледовый канал, по которому «Прончищев» проводил своего подопеч­ ного со всеми предосторожностями. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz