Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
не очень благозвучны — это уже наши современники удостоили. Что делать — видно на большее фантазии не хватило. Хотя по свидетельству современников Харитон Лаптев был начальник толковый и энергичный, а человек веселый и общительный, любил добрые компании. А мы на «Литке» самым малым ходом втягиваемся в бухту. На мостике — ка питан Поташников и второй вахтенный — штурман Кирюков. Внизу в машинном отделении — старший механик Глаголев. Глаголев любил иногда высказаться по существу. Вот и сейчас он как бы ненароком напоминает по переговорной трубе: «Гляди, Вячеслав Иванович, по-моему под килем совсем мало — дергается “Фе дор”». — «Гляжу!» — ворчит недовольно капитан. Кому еще как не ему знать, как мало воды под килем. Но идти в бухту надо — не бросать же лихтер в море. У индикатора-самописца эхолота гироскопист, как тогда именовали электро навигатора, Михаил Добряков. Он словно метроном отсчитывает показания эхо лота — нужно погромче, потому что капитан туговат на ухо — последствия конту зии на войне. Голос электронавигатора громкий, четкий: «Три под килем!» — «Хо рошо». — «Два метра». — «Понял». — «Один метр!». Капитан кратко комментирует: «...да, немного. Стоп, машины». Звенит машинный телеграф, обе машины на сто пе. Ледорез плавно и изящно скользит по ровной глади бухты. «Все, Вячеслав Ива нович, под килем — ноль!». Капитан будто несколько удивлен, глядит за борт: «Как ноль, Миша, идем же?!». — «Ну и хорошо, Вячеслав Иванович, коли идем — счас тливого плавания! А у меня все по нолям». «Да там уже ил, а не вода, Вячеслав Иванович», — подсказывает второй по мощник. Капитан прикидывает расстояние до берега. Хитер наш мастер! Он уже давно знает, что под килем ноль и что штурмана — хорошие ребята, но... опыта маловато. Умен и мудр Вячеслав Иванович, вот только иногда выдержки не хвата ет, причем в пустяковых ситуациях. Он все проштудировал, обдумал и твердо усво ил, что главное здесь, в этой незнакомой штурманам бухте, мягкий ровный грунт, в случае касания корпусом опасности это для судна не представляет. Разумеется, вхо дить нужно уверенно, но осмотрительно, продвигаясь толчками машин как можно ближе к берегу. В этих сложных условиях капитан спокоен, уверен и распоряжается на мостике, не торопясь, по-капитански. На берегу бухты стоят несколько маленьких временных домиков, а далее в глу бине материка довольно странное и не очень понятное сооружение типа деревян ной водонапорной башни. Здесь в довоенные годы, да и во время войны тоже, до бывали соль и вывозили ее на Дальний Восток. Когда-то в этих местах велись раз работка угольных месторождений и разведка нефти, причем первые данные о нефтезалеганиях по оценкам геологов были весьма оптимистичны. Однако време на были суровые и нередко несправедливые к людям талантливым, профессиона лам, специалистам. Все эти работы еще до войны как-то неожиданно свернули, а в военное лихолетье и вовсе забыли. Теперь же, вероятно, предполагается возобно вить прерванные работы. Иначе для чего же мы тащим в эти захолустные края лих тера со стройматериалами и различным оборудованием. Поставив лихтер на якорь в бухте Нордвик, «Литке» побежал в сторону Тикси для оказания помощи пароходу «Прончищев», у которого что-то не ладилось с проводкой лихтера. Оказывается, на подходе к бухте Буор-Хая вдруг проявилась довольно плотная полоса остаточного льда. Нам пришлось тут почти сутки про кладывать ледовый канал, по которому «Прончищев» проводил своего подопеч ного со всеми предосторожностями. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz