Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
встречаются отдельные, а чаще семейные лежбища моржей. Эти неуклюжие темно серые гиганты тяжело, будто лениво, поднимают головы, долго смотрят на прохо дящие мимо суда и иногда, уже особенно близко от головного ледокола, свалива ются в воду. Да, этот район — восточнее полуострова Таймыр — всегда считался излюбленным местом обитания многочисленных скоплений моржей, особенно в осенний период. Спустя сутки, на траверзе островов Комсомольской Правды, что расположены недалеко от восточного побережья Таймыра, встретили серьезную кромку льдов. Понятно, здесь традиционно держатся скопления двухлетних сморозей. На гори зонте, попыхивая негустыми шлейфами дымков из двух высоких труб, стоит гото вый к старту ледокол «Ленин». А несколько в стороне от него у кромки широкой полосы чистой воды лежит в дрейфе ледокольный пароход «Прончищев», почему- то незаслуженно и обидно прозванный моряками ...«Пронька» (?!). Впрочем коче гары и достойного «Ермака» нередко величали «Ерема». Ну, это местные остро словы с очень небогатой фантазией. Экипажи «Литке» и «Прончищева» довольно быстро разобрались с подопеч ными лихтерами. Впряглись в новые связки по одному лихтеру за кормой и потяну лись на сближение с ведущим ледоколом. Подошли поближе, ледокол дает «два с полтиной» — это некий жаргон, а реально — два длинных и один короткий гудки — сигнал, означающий команду «Иду вперед, следовать за мной». Поняли, отрепето вали, пристроились в кильватер ледоколу и пошли теперь уже в караване. За нами, соблюдая установленную дистанцию, идет «Прончищев». Ледовая перемычка, юго-западный отрог Таймырского ледового массива, силь но растянутая по линии северо-восток — юго-запад, была неширокой, примерно 18—20 миль и сравнительно разряженной, лед — от 4 до 6 баллов. Мы подобрали своего подчиненного поближе к корме и прошли эту ледовую полосу по широкому каналу за кормой «Ленина» менее, чем за вахту. Правда, тут иногда попадались тяжелые многолетние льдины и целые торосистые сморози. Но судоводители на «Ленине» были превосходные ледоколыцики — мастера ледовых проводок. Капи тан ледокола А. М. Кулаков, старший помощник капитана В. А. Рудаков, второй штурман К. Н. Чубаков. Эти и другие соломбальцы, как шутя звали моряков-ар- хангелогородцев на ледокольно-транспортном флоте, еще и еще раз подтверждали давним соперникам-мурманчанам свой превосходный ледокольный рейтинг. Кстати экипаж ледокола «Ленин» традиционно в большинстве своем состоял из архангель ских моряков, отчаянных патриотов этого заслуженного ветерана. И если кто-либо из них временно оказывался, скажем, на «Ермаке» или «Литке», то их любимая фраза была: «А вот у нас на “Ленине” !..». Это означало, что тут, по их мнению, все как-то не так... И вот погожим сентябрьским днем «Литке» входит в бухту Нордвик. Бухта об ширная, но мелководная, правда, грунт ровный и мягкий — жидкий ил, далее гли на. Слева, словно могучий нос старого броненосца, выступает мыс Пакса. Правый берег низменный, покрытый скудными тундровыми лишайниками. Название бух те дал в 1741 году командир Ленско-Енисейского отряда Великой северной экспе диции лейтенант Российского флота Харитон Лаптев, заходивший сюда на парус ном дубль-боте «Якуцк» по пути с Лены на запад, к Таймыру. Надобно заметить, что с названием бухты Харитон Прокофьевич немного...промахнулся. Нордвик? Мог бы что-нибудь более русское придумать. И вообще с названиями у господина Лаптева не очень продуманно получалось. Вот открытые им острова: Св. Фаддея, Самуила и прочие. Правда и название типа острова Комсомольской Правды, тоже 8 — 1664 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz