Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

встречаются отдельные, а чаще семейные лежбища моржей. Эти неуклюжие темно­ серые гиганты тяжело, будто лениво, поднимают головы, долго смотрят на прохо­ дящие мимо суда и иногда, уже особенно близко от головного ледокола, свалива­ ются в воду. Да, этот район — восточнее полуострова Таймыр — всегда считался излюбленным местом обитания многочисленных скоплений моржей, особенно в осенний период. Спустя сутки, на траверзе островов Комсомольской Правды, что расположены недалеко от восточного побережья Таймыра, встретили серьезную кромку льдов. Понятно, здесь традиционно держатся скопления двухлетних сморозей. На гори­ зонте, попыхивая негустыми шлейфами дымков из двух высоких труб, стоит гото­ вый к старту ледокол «Ленин». А несколько в стороне от него у кромки широкой полосы чистой воды лежит в дрейфе ледокольный пароход «Прончищев», почему- то незаслуженно и обидно прозванный моряками ...«Пронька» (?!). Впрочем коче­ гары и достойного «Ермака» нередко величали «Ерема». Ну, это местные остро­ словы с очень небогатой фантазией. Экипажи «Литке» и «Прончищева» довольно быстро разобрались с подопеч­ ными лихтерами. Впряглись в новые связки по одному лихтеру за кормой и потяну­ лись на сближение с ведущим ледоколом. Подошли поближе, ледокол дает «два с полтиной» — это некий жаргон, а реально — два длинных и один короткий гудки — сигнал, означающий команду «Иду вперед, следовать за мной». Поняли, отрепето­ вали, пристроились в кильватер ледоколу и пошли теперь уже в караване. За нами, соблюдая установленную дистанцию, идет «Прончищев». Ледовая перемычка, юго-западный отрог Таймырского ледового массива, силь­ но растянутая по линии северо-восток — юго-запад, была неширокой, примерно 18—20 миль и сравнительно разряженной, лед — от 4 до 6 баллов. Мы подобрали своего подчиненного поближе к корме и прошли эту ледовую полосу по широкому каналу за кормой «Ленина» менее, чем за вахту. Правда, тут иногда попадались тяжелые многолетние льдины и целые торосистые сморози. Но судоводители на «Ленине» были превосходные ледоколыцики — мастера ледовых проводок. Капи­ тан ледокола А. М. Кулаков, старший помощник капитана В. А. Рудаков, второй штурман К. Н. Чубаков. Эти и другие соломбальцы, как шутя звали моряков-ар- хангелогородцев на ледокольно-транспортном флоте, еще и еще раз подтверждали давним соперникам-мурманчанам свой превосходный ледокольный рейтинг. Кстати экипаж ледокола «Ленин» традиционно в большинстве своем состоял из архангель­ ских моряков, отчаянных патриотов этого заслуженного ветерана. И если кто-либо из них временно оказывался, скажем, на «Ермаке» или «Литке», то их любимая фраза была: «А вот у нас на “Ленине” !..». Это означало, что тут, по их мнению, все как-то не так... И вот погожим сентябрьским днем «Литке» входит в бухту Нордвик. Бухта об­ ширная, но мелководная, правда, грунт ровный и мягкий — жидкий ил, далее гли­ на. Слева, словно могучий нос старого броненосца, выступает мыс Пакса. Правый берег низменный, покрытый скудными тундровыми лишайниками. Название бух­ те дал в 1741 году командир Ленско-Енисейского отряда Великой северной экспе­ диции лейтенант Российского флота Харитон Лаптев, заходивший сюда на парус­ ном дубль-боте «Якуцк» по пути с Лены на запад, к Таймыру. Надобно заметить, что с названием бухты Харитон Прокофьевич немного...промахнулся. Нордвик? Мог бы что-нибудь более русское придумать. И вообще с названиями у господина Лаптева не очень продуманно получалось. Вот открытые им острова: Св. Фаддея, Самуила и прочие. Правда и название типа острова Комсомольской Правды, тоже 8 — 1664 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz