Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

оборудование для вновь сооружаемой полярной станции. Капитан Бурке неспеш­ но приветствует коллегу: — Здравствуй, Юрий Константинович! Слышал, что ты нынче в Архангельске своим бушпритом дверь склада на Красной пристани открывал. Рассказывали, что завскладом — бедняга — от страха на карачках ползал?! Капитан «Литке» Хлебников отвечает: — Да пустое, Артур Карлович! Ну, подхожу я к Красной пристани — все ла­ дом, но скорость поздновато смахнул, а течением да ветром корму влево задирает. Ну, я слегка и ткнул бушпритом в эту злосчастную дверь. А она, как все на прича­ ле, на соплях висит — дверка и вывалилась. Завскладом выскочил на причал со стаканом в руке и орет на меня: «...ты что, мать-перемать... не видишь — у людей обед?!». В общем-то он прав, конечно, можно бы повежливей. Положил я пару буты­ лок в портфель и пошел, как говорят зверобои, на мировую. Понятно, по рюмке — другой, благо закуска знатная. Разговоры, то да сё, а мой боцман с ребятами дверь тем временем исправили и на место навесили, лучше прежнего стало. А я с хороши­ ми людьми покалякал — заведующие складами — может быть и пригодятся. Капитан Бурке усмехается и говорит: — Так может еще раз въехать — глядишь и с капитаном порта побеседуешь по душам! — Э-э, нет! Это уже будет перебор, думаю, хорошего — понемногу. Тут Артур Карлович зацепил Хлебникова за больное место: — Снял бы ты, Юра, этот свой бушприт — не кливера же над ним поднимать. Юрий Константинович резко вздергивается: — Нет, зачем же? Пусть стоит... для куража. Да и морякам нравится, говорят: бушприт наш, как бабочка у артиста, — красовито! Вот таким фертом и ходил тогда красовитый граф «Литке» с бушпритом на стремительно выдвинутом вперед штевнем, что твой клипер «Катти Сарк», насто­ ящий лорд, трансарктический лайнер. Одно время он был покрашен в белый цвет, что твой лебедь! И ходок был приличный, никто с ним не мог тягаться в Арктике — более 14 узлов выдавал, когда требовалось. Говорят, когда кочегары получали информацию о необходимости кого-то обставить, выкладывались в лоск. Даже иногда выбегали на верхнюю палубу поглядеть: «Что там Федор вытворяет?». А бушприт на «Литке» все же сняли, нашлись какие-то умники-прагматики. Ну и что хорошего? Стал некогда бравый, элегантный ледорез похож на боксера со сломанным носом. Старые моряки вспоминали, что первое время, идя на судно, отворачивались и бегом миновали носовую часть, дабы не глядеть на позорный обрубок бывшего задорного, лихого, морячистого бушприта. После трехсуточной стоянки на рейде у мыса Челюскин мы получили информа­ цию об улучшении ледовой обстановки в море Лаптевых и указание штаба мор­ ских операций: «Передать один лихтер ледокольному пароходу “Прончищев” для буксировки в Тикси, а “Литке” с другим лихтером следовать в бухту Нордвик». Все ясно, снялись с якоря, последовали к месту встречи с пароходом «Прончищев» и ледоколом «Ленин». От мыса Челюскин и далее на юго-восток стали все чаще попадаться отдельные полуразрушенные льдины, затем и редкие пока полосы льда. Но большого препят­ ствия для плавания они не представляли. Изредка приходится немного менять кур­ сы и обходить более-менее густые скопления льдов. Это уже предвестники извест­ ного Таймырского массива. Тут как-то вдруг ясно обозначилось, что мы в реаль­ ной суровой Арктике и здесь сентябрь — это глубокая осень. На льдинах часто 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz