Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Если бы все эти пути-маршруты изобразить на карте Арктики, то безусловно получилась бы очень впечатляющая картина освоения и развития южного побере жья Северного Ледовитого океана и обустройства отдаленных, труднодоступных арктических районов. И очень ярко, наглядно предстали бы взору любопытного исследователя героические усилия моряков ледокольно-транспортного флота во второй половине двадцатого столетия. Стелются над бескрайними арктическими просторами густые дымы множества больших и малых судов. Идут солидные двухтрубные линейные ледоколы «Ермак», «Красин», «Сибиряков», «Ленин» (старый, паровой), Тут же более молодые: «И. Сталин», «Л. Каганович», «А. Микоян», «В. Молотов». А сколько транспор тов — от знаменитых типа «Либерти», например, «А Суворов», «Сталинабад», «Тби лиси» до небольших портовых буксиров с баржами и лихтерами за кормой. Послед ние пробираются от устья к устью великих рек. Нередки экспедиции особого назначения, осуществляющие перегоны с запада на Лену, Яну, Колыму и другие реки многие десятки речных судов различных клас сов: пассажирские, грузовые, нефтеналивные, дноуглубительные. Иногда молча, сторонясь «разговорчивых» транспортников, пронесет мимо низкие приглаженные корпуса эсминцев и подлодок во главе с линейным и вспомогательным ледоколами. Даже у бывалых арктических моряков захватывало дух, когда за солидным дядькой «Ермаком» или дедушкой «Лениным» поспешают маленькие речные «трам вайчики». Какие же на них отважные замечательные люди, пустившиеся в далекие ледовые плавания по Северному морскому пути, который еще двадцать лет назад считался почти непроходимым. Над караванами судов то и дело пролетают самоле ты ледовой разведки. Иногда указывают направления маршрутов или сбрасывают вымпелы с картами данных ледовой обстановки в прилежащих районах плавания. И стоит веселый гомон над веками дремавшими в ледяном оцепении простора ми у стыка суровых морей — Карского и Лаптевых. Единственное, что изрядно затрудняет общение — это отсутствие современных средств связи. Поэтому близко стоявшие одно к другому суда обходились обычными ручными мегафонами для переговоров. Между теми, кто подальше, сновали шлюпки, грузно и важно плыли вельботы. Наиболее активные друзья-капитаны просто сходились вплотную бор тами, и велись на всех палубах и мостиках оживленные дружеские беседы, в кото рых сквозила неподдельная радость от нечастых в Арктике встреч. Бывали замечательные эпизоды. Вот капитан «Ленина» Кулаков говорит ка питану «Дежнева» Иванову: «Слушай, Коля, прошлый раз твои ребята якорь у нас в артелке оставили, пусть заберут, возможно пригодится». Пожалуй, больше похо же на очередную моряцкую байку, но факт подтверждают ветераны. А дело в том, что где-то при очередной встрече пароход «Дежнев» подходил к борту «Ленина». Капитан неточно рассчитал и навалил носом на борт ледокола. В результате в бор ту «Ленина», где находилась артелка (кладовая), образовалась приличная пробои на. А на «Дежневе» от удара оторвало якорь с цепи, и он оказался в артелке ледоко ла! Тогда в небольшой суматохе по поводу столкновения этого как-то не заметили. Тут, наверное, не обошлось без некоторого вымысла. Но какова прелесть такта во взаимоотношениях между капитанами и, соответственно, моряками. Якорь Коле, конечно, пригодится! Да он еще ко всему прочему казенный! За него платить придется. Вот еще один занятный разговор между капитанами довоенных лет, передан ный мне старшим братом, плававшим на «Русанове». Встретились у мыса Челюс кин ледорез «Ф. Литке» и пароход «Русанов», который привез стройматериалы и 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz