Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ватер ведущего ледореза. На баке около места крепления буксира постоянно виден вахтенный матрос. Забот у него, правда, немного, разве что в случае обрыва бук­ сирного троса, сообщить об этом на мостик вахтенному штурману. На «Литке» с буксирным устройством забот куда более. Мощная, но и очень громоздкая паровая буксирная лебедка — механизм довольно капризный. Она на автомате не работает, и вахтенный матрос постоянно находится около рычагов управления. Ему часто приходится регулировать длину и натяжение троса. Тут ну­ жен немалый опыт работы с буксирным хозяйством, очень серьезное внимание и определенная сноровка. В те времена еще очень слабо было отработано вождение судов в Арктике на буксире. И с позиций ныне выработанной тактики буксировки транспортов во льдах мы казались всего лишь несмышлеными новичками. В те времена блок Николаева был еще важным изобретением. 30 августа вышли на траверз мыса Челюскин. Тогда я в первый раз в жизни увидел этот знаменитый, самый северный мыс Евразийского материка. Впервые, как известно, сюда пришел 9 мая 1742 года отважный полярный исследователь, штурман российского флота Семен Иванович Челюскин в сопровождении трех спут- ников-матросов. «Здесь пристали к мысу. Сей мыс каменный, приярый, высоты средней... Здесь именован мною оный мыс: Восточный северный мыс» — так писал в своем отчете славный мореплаватель, землепроходец, участник Великой Север­ ной экспедиции, заместитель командира Ленско-Енисейского отряда Челюскин. И далее добавил: «Здесь поставили маяк — одно бревно, которое вез с собой». Второй помощник капитана Игорь Кирюков — умница и острослов, шутя вор­ чал: «Ну, вот, Семен Иванович, наоткрывал тут всяких приярых, да еще и камен­ ных мысов, а мы теперь вот — огибай их всех, — будто других дел нет!». Да, дел много, ты как всегда прав, дорогой Игорь Леонтьевич. Уж где-где, а в Арктике в проливе Вилькицкого, у мыса Челюскин дела непременно найдутся и порою самые неожиданные. Вот и теперь по чьему-то «мудрому» указанию (кста­ ти, предполагалось, что восточнее пролива Вилькицкого тяжелая ледовая обста­ новка — необходимо переждать) поставили лихтера в небольшой бухте на якоря, а сами срочно побежали к полярной станции «Мыс Челюскин». Там пароход «Суху­ ми» выгружал горюче-смазочные материалы (ГСМ — так кратко именуется в до­ кументах) в бочках. И что-то, где-то, как всегда в Арктике, не состыковалось: то ли переадресовка грузов или проводка спецкаравана, но «Сухуми» требовали срочно разгрузить и отправить по назначению. А тут словно манна небесная для начальства — «Литке», а на нем около сотни молодцов — прекрасно! Последовала команда: отрядить 30—40 моряков для ока­ зания помощи транспортникам. Мы, конечно, с удовольствием! Высадились на шлюпках на песчано-каменистый пологий берег под мысом Челюскин и до конца светового дня лихо выкатили все бочки с соляркой, бензином, маслами на подго­ товленную площадку. Руководители Мурманского и Владивостокского флотов максимально стремятся использовать короткий благоприятный период навигации, осуществляя грузовые перевозки и перегоны караванов речных судов по трассе Севморпути. В это время подходы к мысу Челюскин, да и весь пролив Вилькицкого, что твой Ла-Манш! Тут сходятся, пересекаются, расходятся пути транспортных судов с запада на восток и обратно: в Хатангский залив и Тикси, на Яну и Индигирку, в бухты Солнечная, Зимовочная, Марии Прончищевой, на Северную Землю и Новосибирские острова, в устья великих сибирских рек Хатанги, Лены, Колымы. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz