Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
в кителях). Это уже сигнал — можно расстегнуть воротнички и всем присутствую щим». Ну, это шутки. Конечно, тот порядок нынче может показаться, особенно командирам, щего ляющим в кают-компании в затертых джинсах или затасканных спортивных шта нах, очень недемократичным. Но, извините, господа, те командиры не считали это насилием над личностью. Таковы были флотские традиции, тем более, что многие командиры, бывшие участники войны, считали это совершенно нормальным со стоянием.. Зато с разрешения капитана или старшего помощника на столе кают- компании, разумеется по случаю, могло стоять хорошее легкое вино. А после обеда за отдельными столиками командиры могли закурить хорошие сигареты или па пиросы за оживленной дружеской беседой. Понятно, меняются времена — меняются и обычаи. Но элегантные, умные, вос питанные командиры в кают-компании «Ф. Литке» навсегда остались для меня свет лым и приятным воспоминанием. Это о таких мореплавателях сказала когда-то одна умная женщина: «Красивые были господа!». А о главной хозяйке кают-компании «Литке», несравненной Вере Васильевне, можно рассказывать долго. Я уже упоминал, что сама кают-компания на ледорезе славилась роскошной отделкой и безукоризненным убранством. Это знали все мо ряки арктического флота. Великолепные буфеты и шкафы с замечательными про зрачными стеклами, большой обеденный стол, накрытый белой накрахмаленной скатертью и посуда! Мельхиоровые столовые приборы, вероятно, уже давних лет, накрахмаленные хрустящие салфетки в бронзовых, горящих, как золото, кольцах. Командиры садятся за стол с разрешения капитана, а в его отсутствие — старшего помощника. Начинается обед. Буфетчица Вера Васильевна, статная, всегда нарядная — на стоящая русская красавица — как-то невыразимо изящно скользит между столом и буфетом, виртуозно, споро манипулируя супницами, тарелками, приборами, пода вая блюда, обслуживает посетителей. Тут ни в коем случае не могло возникнуть грубого, бестактного, неуместного выражения, окрика или претензии. В этой заме чательной кают-компании, как правило, все было в высшей степени прилично и благорасположительно. В ней еще хранилась память о таких именах, как штурман В. И. Альбанов, начальники экспедиций Н. Н. Зубов, Г. А. Ушаков, В. Ю. Визе, Н. И. Евгенов, Л. Л. Балакшин, капитаны М. В. и Н. М. Николаевы, отец и сын, Ю. К. Хлебников, А. И. Ветров, В. И. Поташников, старшие помощники М. А. Гал кин, Б. С. Майнагашев, Е. В. Акивис-Шаумян и другие. Простите меня, уважаемые мореплаватели, кого ненароком забыл упомянуть. Вы все остались на славных стра ницах истории советского ледокольно-транспортного арктического флота на века! Но вернемся в Арктику 1954-го. Мы идем из Диксона к Хатангскому заливу. На дворе последние числа августа — самая благоприятная пора арктической нави гации. Довольно продолжительные южные ветры принесли тепло и отогнали льды далеко на Север. Относительно легко прошли проливом Матисена в архипелаге Норденшельда. Этот огромный архипелаг — причудливое скопление островов у юго-западного побережья полуострова Таймыр. Немало различных событий, про исшествий, трагедий случалось в разные времена у этих суровых островов, еще мало исследованных в то время. Погода отличная, сравнительно тепло, температура +6°, море чисто ото льда, лишь кое-где в узких скалистых расщелинах да между малыми островами остались грязные, облезлые обломки когда-то мощного зимнего ледового припая. Наши лихтера на буксире ведут себя вполне прилично: рулевые старательно держат в киль 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz