Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

в кителях). Это уже сигнал — можно расстегнуть воротнички и всем присутствую­ щим». Ну, это шутки. Конечно, тот порядок нынче может показаться, особенно командирам, щего­ ляющим в кают-компании в затертых джинсах или затасканных спортивных шта­ нах, очень недемократичным. Но, извините, господа, те командиры не считали это насилием над личностью. Таковы были флотские традиции, тем более, что многие командиры, бывшие участники войны, считали это совершенно нормальным со­ стоянием.. Зато с разрешения капитана или старшего помощника на столе кают- компании, разумеется по случаю, могло стоять хорошее легкое вино. А после обеда за отдельными столиками командиры могли закурить хорошие сигареты или па­ пиросы за оживленной дружеской беседой. Понятно, меняются времена — меняются и обычаи. Но элегантные, умные, вос­ питанные командиры в кают-компании «Ф. Литке» навсегда остались для меня свет­ лым и приятным воспоминанием. Это о таких мореплавателях сказала когда-то одна умная женщина: «Красивые были господа!». А о главной хозяйке кают-компании «Литке», несравненной Вере Васильевне, можно рассказывать долго. Я уже упоминал, что сама кают-компания на ледорезе славилась роскошной отделкой и безукоризненным убранством. Это знали все мо­ ряки арктического флота. Великолепные буфеты и шкафы с замечательными про­ зрачными стеклами, большой обеденный стол, накрытый белой накрахмаленной скатертью и посуда! Мельхиоровые столовые приборы, вероятно, уже давних лет, накрахмаленные хрустящие салфетки в бронзовых, горящих, как золото, кольцах. Командиры садятся за стол с разрешения капитана, а в его отсутствие — старшего помощника. Начинается обед. Буфетчица Вера Васильевна, статная, всегда нарядная — на­ стоящая русская красавица — как-то невыразимо изящно скользит между столом и буфетом, виртуозно, споро манипулируя супницами, тарелками, приборами, пода­ вая блюда, обслуживает посетителей. Тут ни в коем случае не могло возникнуть грубого, бестактного, неуместного выражения, окрика или претензии. В этой заме­ чательной кают-компании, как правило, все было в высшей степени прилично и благорасположительно. В ней еще хранилась память о таких именах, как штурман В. И. Альбанов, начальники экспедиций Н. Н. Зубов, Г. А. Ушаков, В. Ю. Визе, Н. И. Евгенов, Л. Л. Балакшин, капитаны М. В. и Н. М. Николаевы, отец и сын, Ю. К. Хлебников, А. И. Ветров, В. И. Поташников, старшие помощники М. А. Гал­ кин, Б. С. Майнагашев, Е. В. Акивис-Шаумян и другие. Простите меня, уважаемые мореплаватели, кого ненароком забыл упомянуть. Вы все остались на славных стра­ ницах истории советского ледокольно-транспортного арктического флота на века! Но вернемся в Арктику 1954-го. Мы идем из Диксона к Хатангскому заливу. На дворе последние числа августа — самая благоприятная пора арктической нави­ гации. Довольно продолжительные южные ветры принесли тепло и отогнали льды далеко на Север. Относительно легко прошли проливом Матисена в архипелаге Норденшельда. Этот огромный архипелаг — причудливое скопление островов у юго-западного побережья полуострова Таймыр. Немало различных событий, про­ исшествий, трагедий случалось в разные времена у этих суровых островов, еще мало исследованных в то время. Погода отличная, сравнительно тепло, температура +6°, море чисто ото льда, лишь кое-где в узких скалистых расщелинах да между малыми островами остались грязные, облезлые обломки когда-то мощного зимнего ледового припая. Наши лихтера на буксире ведут себя вполне прилично: рулевые старательно держат в киль­ 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz