Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
тоже легендарные личности, но прежде всего начальники, большие и строгие руко водители. А вот Папанин при встрече и общении прежде всего — Иван Дмитрие вич, добрый, житейски мудрый человек и интересный, открытый собеседник, а уже потом все прочее. На следующий день, закончив все приготовления к предстоящему арктическо му плаванию и получив необходимые напутствия штаба, «Литке» с двумя лихтера ми на буксире вышел из бухты Диксона и взял курс на северо-восток. Два тяжело груженных лихтера за кормой были немалым возом для «Литке». Ледорез серьезно напрягает свою мощность в семь тысяч лошадей, стараясь максимально использо вать тихую погоду, хорошую видимость и чистое пока море. Корпус мелко дрожит от напряжения, будто в ознобе, но ветеран упорно тащит своих подопечных к мес там назначения. Первый лед мы тогда встретили на подходах к архипелагу Норденшельда. Сна чала проплывали отдельные узкие полосы, затем появились более крупные скопле ния льда. «Литке», подобрав буксирную линию до возможного предела и уменьшив ход, начал активно маневрировать курсами, благополучно уводя лихтеры от наибо лее опасных, торосистых льдин, иногда раскалывая небольшие встречные поля. Капитан Поташников при последнем посещении штаба был проинформиро ван о небольшой ледовой перемычке в этом районе. Поэтому он спокойно доверял своему старпому самостоятельно управлять караваном в этих относительно легких ледовых условиях. Старший помощник Купри, бывший несколько лет вторым штур маном, в том числе и на зимовке в Арктике, имел репутацию опытного судоводите ля, дельного моряка и дисциплинированного, думающего старшего командира. Да, с Эдуардом Иосифовичем было легко и приятно работать и править вахты. Он не суетился, не нервничал по пустякам, производил впечатление надежного, справед ливого руководителя. С ним было интересно общаться по самым различным вопросам. Помню, как-то в одном дружеском разговоре он очень рекомендовал мне учиться на штурмана, объясняя, что это небольшая беда, коли я задержался в матросах из- за пятилетней военной службы. Многие сверстники за это время мореходное учи лище окончили и получили дипломы штурманов дальнего плавания. Ну, я в ответ несколько амбициозно и, наверное, для того времени не очень ответственно бро сил: «Ничего, я Вас в капитанах догоню!». Эдуард Иосифович весело рассмеялся и дипломатично высказался в том плане, что, разумеется, в жизни всякое бывает... И как говорят: будто в воду глядел. Через 10 лет Эдуард Иосифович стал капитаном «Оби» и ходил в антарктические экспедиции, а я тоже получил диплом капитана дальнего плавания. Гонки завершились! Да, в кают-компании ледореза «Ф. Литке» в середине пятидесятых были гра мотные, опытные, достойные уважения морские командиры. Штурмана: Купри, Кирюков, механики: Глаголев, Бубновский, Поздеев, Минин, радиоспециалисты: Широков, Добряков и другие были примером для всего экипажа. Соответственно и порядок в кают-компании был идеальным. Я полагаю, что так было всегда. По крайней мере, когда я в 1958 году пришел на «Литке» уже вторым штурманом, в кают-компании было также приятно, достойно, образцово. Мой старый друг, быв ший в навигации 1954 года помощником капитана, П. И. Плюснин, большой ве сельчак и юморист, полушутя вспоминал о порядке в кают-компании: «Вячеслав Иванович Поташников, сидя на своем капитанском месте во главе стола кают-ком- пании, как бы мимоходом замечает: да, жарко у нас сегодня и расстегивает крючки на воротнике своего кителя (тогда почти все командиры ходили в кают-компанию 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz