Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

В Арктике, в том числе и в ее центральной части, в августе—начале сентября традиционно устанавливаются сравнительно благоприятные условия для плава­ ния судов. Массы старого многолетнего льда к этому времени уже значительно разрушаются, а их остатки южными ветрами и течениями от стока теплых пресных вод из великих сибирских рек относятся далеко на север к кромке постоянных па­ ковых льдов. Новые льдообразования еще не проявляются, температуры воздуха и воды пока плюсовые, туманы в это время редки. И мы стараемся максимально ис­ пользовать эти условия на переходе к Диксону. При очередном заходе в Диксон для пополнения запасов угля, пресной воды, получения указаний и рекомендаций штаба по предстоящему серьезному переходу в центральные портопункты Арктики мы получили, хотя и небольшой, но прият­ ный отдых. Побывали на берегу, более обстоятельно познакомились со знамени­ тым арктическим поселком Диксон, его жителями, обычаями. Даже съездили на рыбалку. Там при содействии местных рыбаков добыли порядочно великолепной свежей рыбы.Судовые повара в свою очередь соорудили замечательную рыбацкую уху и нажарили рыбы для всего экипажа. То-то был праздник! Что касается самого Диксона, то о нем в те времена очень часто вспоминали, писали, говорили. В начале прошлого века это было просто становище. Затем вы­ рос поселок городского типа и морской порт. Они стали главной базой мореход­ ства в Западной Арктике. Тут быстро устроили угольно-бункеровочный комплекс, два причала у подножия поселка, штаб морских операций, радиоцентр, аэродром на острове и сам поселок на материке. Особую известность Диксон обрел в годы Великой Отечественной войны, когда летом 1942 года его береговые батареи совместно с орудиями стоявшими на рейде судов решительно вступили в артиллерийский бой с немецким морским пиратом — рейдером «Адмирал Шеер». Они не только отогнали фашистов обратно в откры­ тое море, но и нанесли им пусть небольшие, но видимые повреждения. Это был не просто отпор грозному противнику, но и большая психологическая победа над коварным подлым врагом. Уже в послевоенные десятилетия Диксон получил известность и значимость одного из ведущих арктических портов. В период летних навигаций здесь бывали транспортные суда из всех портов Союза — от Мурманска и Архангельска до Ле­ нинграда, Новороссийска и Владивостока. Когда на Диксонский рейд заходили большие линейные ледоколы «Ермак», «Красин», «Иосиф Сталин», «Ленин» (ста­ рый паровой) и другие, с экипажами по 150—200 человек и более на каждом, в поселке стон стоял от веселых многочисленных компаний. Удалые арктические мореходы, часто навеселе, заполняли улицы, набережную и портовые причалы. Тут случалось немало забавных, комических историй. А на следующий день командиры, как правило, это старшие помощники капи­ танов и третьи механики ледоколов, главные и непосредственные начальники мат­ росов и кочегаров, разъезжали между ледоколами и транспортами, вылавливая своих веселых подопечных. Справедливости ради стоит отметить, что далее опоз­ нания и доставки домой своих, а иногда попутно и вылавливания из воды того или иного моряка, свалившегося «случайно» за борт, события, как правило, не обо­ стрялись. К чести арктических моряков можно решительно утверждать, что будучи иногда в изрядном подпитии, они вели себя дружелюбно, по-товарищески, по-брат- ски, солидарно. Практически никогда не возникало каких-либо неприличных раз­ борок, погромов или групповых безобразных драк между отдельными компания­ ми, а тем более между экипажами. Трудно сказать почему. Наверное просто счита­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz