Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
В Арктике, в том числе и в ее центральной части, в августе—начале сентября традиционно устанавливаются сравнительно благоприятные условия для плава ния судов. Массы старого многолетнего льда к этому времени уже значительно разрушаются, а их остатки южными ветрами и течениями от стока теплых пресных вод из великих сибирских рек относятся далеко на север к кромке постоянных па ковых льдов. Новые льдообразования еще не проявляются, температуры воздуха и воды пока плюсовые, туманы в это время редки. И мы стараемся максимально ис пользовать эти условия на переходе к Диксону. При очередном заходе в Диксон для пополнения запасов угля, пресной воды, получения указаний и рекомендаций штаба по предстоящему серьезному переходу в центральные портопункты Арктики мы получили, хотя и небольшой, но прият ный отдых. Побывали на берегу, более обстоятельно познакомились со знамени тым арктическим поселком Диксон, его жителями, обычаями. Даже съездили на рыбалку. Там при содействии местных рыбаков добыли порядочно великолепной свежей рыбы.Судовые повара в свою очередь соорудили замечательную рыбацкую уху и нажарили рыбы для всего экипажа. То-то был праздник! Что касается самого Диксона, то о нем в те времена очень часто вспоминали, писали, говорили. В начале прошлого века это было просто становище. Затем вы рос поселок городского типа и морской порт. Они стали главной базой мореход ства в Западной Арктике. Тут быстро устроили угольно-бункеровочный комплекс, два причала у подножия поселка, штаб морских операций, радиоцентр, аэродром на острове и сам поселок на материке. Особую известность Диксон обрел в годы Великой Отечественной войны, когда летом 1942 года его береговые батареи совместно с орудиями стоявшими на рейде судов решительно вступили в артиллерийский бой с немецким морским пиратом — рейдером «Адмирал Шеер». Они не только отогнали фашистов обратно в откры тое море, но и нанесли им пусть небольшие, но видимые повреждения. Это был не просто отпор грозному противнику, но и большая психологическая победа над коварным подлым врагом. Уже в послевоенные десятилетия Диксон получил известность и значимость одного из ведущих арктических портов. В период летних навигаций здесь бывали транспортные суда из всех портов Союза — от Мурманска и Архангельска до Ле нинграда, Новороссийска и Владивостока. Когда на Диксонский рейд заходили большие линейные ледоколы «Ермак», «Красин», «Иосиф Сталин», «Ленин» (ста рый паровой) и другие, с экипажами по 150—200 человек и более на каждом, в поселке стон стоял от веселых многочисленных компаний. Удалые арктические мореходы, часто навеселе, заполняли улицы, набережную и портовые причалы. Тут случалось немало забавных, комических историй. А на следующий день командиры, как правило, это старшие помощники капи танов и третьи механики ледоколов, главные и непосредственные начальники мат росов и кочегаров, разъезжали между ледоколами и транспортами, вылавливая своих веселых подопечных. Справедливости ради стоит отметить, что далее опоз нания и доставки домой своих, а иногда попутно и вылавливания из воды того или иного моряка, свалившегося «случайно» за борт, события, как правило, не обо стрялись. К чести арктических моряков можно решительно утверждать, что будучи иногда в изрядном подпитии, они вели себя дружелюбно, по-товарищески, по-брат- ски, солидарно. Практически никогда не возникало каких-либо неприличных раз борок, погромов или групповых безобразных драк между отдельными компания ми, а тем более между экипажами. Трудно сказать почему. Наверное просто счита 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz