Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
неугомонные, черные от угольной пыли кочегары, пользуясь отсутствием видимос ти, начинают хватать всех подряд своими чудовищно грязными руками. Расхваты вают тазики, вырывают друг у друга паровые шланги. Кого-то уже слегка ошпари ло, на другого «невзначай» вылили целый тазик холодной, как лед, воды (заборт ная вода в лучшем случае 3—5° выше нуля). Тут истинно выживают только сильные. Однако привыкаешь ко всему. Права была моя бабушка, приговаривая: «Привык нешь, так и в аду хорошо!». Привычки, традиции, обычаи — великие регуляторы жизни общества. Разумеется, судовая баня не единственный дискомфорт в жизни моряков. Бы товые условия в те, теперь уже далекие, времена, мягко говоря, были не очень нала жены. Всего несколько кранов холодной воды в общих умывальниках при такой массе обитателей, вынужденных пользоваться ими в строго определенное время: до вахты, после вахты, при общем подъеме утром. Однако жизнь идет, арктическое плавание продолжается. Обогнули мыс Ка нин Нос. В этих местах традиционно хорошо валяет на беспорядочной крутой вол не, возникающей при слиянии течений Белого и Баренцева морей или после штор мовой океанской зыби, катящейся с Северной Атлантики. По мере постепенных поворотов каравана все более к восточным курсам, волна становится попутнее, а качка килевой. Ледорез своим узким корпусом с острыми носовыми обводами глу боко зарывается в волну. Огромные массы забортной воды, перекатываясь через полубак, обрушиваются в корпусный колодец на крышки грузового трюма, летят далее и с грохотом бьются о лобовую переборку надстройки. Судно тяжело подни мается, стряхивая воду с носовой части, скрипит и снова зарывается в волну. Тяже ло управлять рулем на этой стремительной качке, имея сзади на буксире два рыска ющих лихтера. Еще труднее вахтенным механикам и машинистам удерживать обо роты главных машин. Два гребных винта при подъеме кормы вверх вылетают из воды и начинают крутиться в воздухе вхолостую — механики, не зевай, держи, ре гулируй обороты валов в допустимых диапазонах, иначе — беда. И безусловно, всего трудней приходится кочегарам. Подгонять тачки с углем от бункеров к топкам, шуровать, поддерживать пар «на марке» даже в нормальных условиях тяжело, ну, а в шторм, когда палуба уходит из-под ног, — это настоящая каторга. Спустя сутки утомительного штормового плавания подошли к Карским Воро там, проливу между Новой Землей и островом Вайгач. Здесь нередко можно встре тить первые полосы арктических льдов. Правда в июле — августе это, как правило, разрушенные остатки, но для таких посудин, как наши лихтера, и эти льды серьез ное препятствие. В навигацию 1954 года ледовая обстановка была довольно благо приятна почти на всей трассе Севморпути. В западном секторе и, в частности, в юго-западной части Карского моря тоже было совершенно чисто ото льда. Кроме того штормовой ветер от западного направления, господствующий последние дни, надежно гарантировал безледное плавание, по крайней мере, от новоземельских проливов до острова Белый. Нынче движение на западном участке моря на линии Карские Ворота—река Енисей оживленно, регулярно, а с 1978 года — круглогодично. Но это теперь, при наличии атомных ледоколов. А пятьдесят лет назад все было по-другому: ледоко лов один-два и обчелся! А масштабы арктических плаваний были куда солиднее и амбициознее — это не Енисей—Дудинка. Ледорезу «Ф. Литке», в частности, предстоит завести один лихтер в район Хатангского залива, в бухту Нордвик, а второй — аж в Тикси. Это уже далеко за грозный, таинственный тогда полуостров Таймыр и пролив Вилькицкого... 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz