Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Всем был хорош или, сказать точнее, почти всем, наш заслуженный ледорез, но была у него одна довольно досадная особенность в характере. Очень уж резко, стре мительно и размашисто он качался на штормовой волне. При ходе лагом (бортом к фронту волны) никакими усилиями невозможно удерживаться на рулевой площад ке верхнего мостика. Этот элегантный паршивец не просто кренился, а летел с гребня волны с грохотом и скрипом. Какое уж там управление рулем в такие моменты. Рулевой повисал на штурвале, судорожно цепляясь за рукоятки крепкого, дубово го, окованного латунными полосами, колеса. Правда, это длилось всего несколько секунд, но часто подсознательно возникало опасение: «А ну, как оторвется рулевое колесо?!». Тогда — вместе с ним мгновенно за борт с высоты мостика. Однако всегда проносило благополучно — у англичан все сработано прочно, надежно, на всю длинную корабельную жизнь. Иногда старпом, тоже вцепившись обеими руками в планширь, низким баском бросал через плечо: «Держись, моряки, сейчас завалит». А потом мы хором добродушно и нещадно ругали эту кокетливую британскую яхту с русским мужским именем «Федор». И все равно любили его. Он тогда казался нам таким же молодым, разбитным и порывистым, какими были и мы сами. Любили все: высокую изящную надстройку с великолепно разделанными под дуб лобовыми пролетами, с ярким орденом в центре. Гордились стройными мачтами и дымовой трубой с морским заломом, его стремительной походной осан кой — ходок,летун. А какие прекрасные помещения были на «Литке»: замечательно красивая про сторная кают-компания, отделанная японцами в один из ремонтов под светлый орех с этакими словно тисненными орнаментами и бронзовыми инкрустациями на переборках, рядом курительный салон, пианино; менее обширная, но тоже отлич но отделанная, уютная столовая , салон команды у передней переборки надстрой ки с огромными застекленными книжными шкафами, еще с одним пианино и кино будкой; великолепный коридор командного состава, устланный ковровой дорож кой, начищенные уборщиками до золотистого блеска бронзовые дверные ручки, кожухи трубопроводов, симметрично проложенные по обеим сторонам коридоров; полированные поручни с металлическими накладками на переходах по трапам. Да, все это было прекрасно. И нас нимало не смущали наши тесные четырехместные каюты рядового состава. Однако надобно заметить, что были и досадные несоответствия, вносившие определенный бытовой дискомфорт. Странно, но англичане-судостроители, уде ляли чрезвычайно много внимания и мастерства отделке внутренних судовых по мещений — салонов, столовых, украшениям коридоров и трапов, однако, кажется, вовсе не обращали серьезного внимания на хозяйственно-бытовые помещения: кам бузы, хлебопекарню, холодильные камеры, ванные помещения, бани, особенно для рядового состава. Если не изменяет память, на 18—20 командиров была одна ван ная комната (каюта) и ни одной для рядового состава. А единственная на судне баня вызывала массу нареканий. Это было огромное пустое помещение на нижней палубе со стальными переборками и подволоком, холодная цементная палуба. По углам — краны с холодной водой и четыре шланга с острым паром, несколько гру бых скамеек и пара десятков маленьких помятых тазиков. Можно представить, когда после ходовой морской вахты в эту баню ввалива ются более двадцати человек, особенно чумазых кочегаров, механиков, машинис тов, матросов. Баня сразу становится похожа на помещение для буйно помешан ных. Прежде всего открываются паровые клапаны, и помещение быстро заполня ется дико свистящим в резиновых шлангах паром. Видимость — ноль. Молодые, 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz