Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ствием, которые таскали с понтонов на прибрежную полосу, иногда по пояс в при бойной ледяной воде. Здесь начинались радикулиты, ревматизмы и иные благо приобретенные тяжелые недуги, неизменные спутники старых арктических моряков. При очередном заходе из Диксона в Архангельск у нас на «Литке» поменялись штурмана. Максима Афанасьевича Галкина назначили капитаном на транспорт ное судно. Он тепло попрощался с моряками и отбыл к новому месту службы. Стар помом стал второй штурман Эдуард Иосифович Купри. Молодой двадцатишести летний эстонец, грамотный судоводитель, энергичный и строгий по службе стар ший командир. Я и теперь с теплой и светлой грустью вспоминаю, наверно, первое строгое внушение старпома за окурок, непонятно откуда появившийся в ватервей се на самом видном месте рядом с вахтенным. Дело прошлое, но я искренне пони мал свое упущение по службе и ничуть не был обижен на замечание от старпома. И отнюдь не относил это к мелочной придирке. Все верно — на судне должен быть порядок, а наш краснознаменный «Ф. Литке», по крайне мере на наш взгляд, был самый красивый, быстроходный, естественно, самый ухоженный и вообше самый!.. Иных мнений у всех моряков, от боцмана до работников камбуза и уборщиков, не было. Да и было за что любить этот великолепный корабль. Бывало, перед очеред ным выходом из Архангельска в Арктику моряки, свободные от вахт и работ, при ходили в ресторан у Красной пристани посидеть, хорошо и вкусно перекусить на берегу, выпить немного за успешные плавания в Арктике да и о береговых впечатлени ях посудачить.«Капитанам — моря, океаны, а матросам — кафе, рестораны!» — говаривали старые мореходы еще со времен парусного флота. Но вот над «держав ными» просторами полноводной красавицы Северной Двины раздается продол жительный судовой гудок. Сначала мягкий, неторопливый, бархатистый, затем более густой, могучий и под конец высокий, требовательный. Надо было видеть реакцию моряков с «Литке». «Это наш — нас зовет!», — горделиво оповещают всех присутствующих матросы, друзья-кочегары. «Ну, что, моряки, — пора!». Первыми поднимаются старшие: судовой плотник Василий Антипов или старший рулевой Дима Грозников, за ними не очень охотно, но... надо! — все остальные. В другом конце зала или просто за соседним столиком встают старшие машинисты, кочега ры. Палубная команда и «низы» сидели всегда за отдельными столами — по инте ресам! Бывало объявляли: «Наш стол предлагает тост за ваш стол!». А вот споров или разборок не было никогда — это жесткий принцип — старшие за соблюдением его строго следили. Судовой вельбот уже у Красной пристани принимает всех, возвращающихся из увольнения мореплавателей, и идет на рейд к судну. Начинается новый арктиче ский рейс. Берем у Экономии — аванпорта Архангельска — на буксир груженые лихтера, выведенные портовыми буксировщиками. И пошли на выход в море, в далекий и мало тогда известный арктический портопункт Тикси или в бухту Норд- вик. Обыкновенная Арктика. Но это уже не Амдерма и даже не Диксон. «За Енисе ем — Таймыр, за Таймыром — Тикси!..» — пели когда-то матросы незамыслова тую песню. Тикси — это уже на побережье четвертого от Архангельска после Белого, Ба ренцева, Карского, моря Лаптевых. Это за архипелагом Норденшельда, проливом Вилькицкого, за мысом Челюскин. Тут классическая Арктика — тяжелые, порою многолетние льды, суровые штормовые ветры «.. .гоняют штормы к берегам!», как пел Юрий Визбор. Остался позади Мудьюгский маяк, миновали мелководье Бере 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz