Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
впечатляющая. Капитан в крайнем раздражении, как говорят, рвал и метал на всех — от вахтенного штурмана и моряков с лихтера до «неразумного» начальства, гоня ющего ледокол на всякие побегушки, словно это портовый буксир. Все присутствующие на верхнем мостике рассредоточились по бортовым кры льям мостика, так, на всякий случай. И только мудрейший старпом Галкин в свой ственной ему спокойно-вальяжной манере уже планировал, как они сегодня же со стармехом и боцманом внимательно «обнюхают» все повреждения, прикинут, что потребуется для ремонта, возможно, свяжутся с ребятами на лихтерах — у них там этого строительного добра два полных судна! И за день-другой все будет сделано в лучшем виде. Спокойный, доброжелательный и непоколебимо уверенный тон старшего по мощника по поводу успешной ликвидации «случая» так повлиял на капитана, что он тут же начал увещевать старпома «не грабить» чрезмерно лихтера: «Уж я вас с Исмаилом (старшим механиком) знаю довольно — сразу два козла в один огород. Дозволь, так пол-лихтера уведете!». Сердитый тон капитана быстро сменился на шутливый, и уже совсем добродушно он добавил: «Ладно, Максим Афанасьевич, пойдем-ка завтракать — вон уже вахта сменилась». Справедливости ради следует сказать, что, ругая начальство между делом, ка питан Поташников был по большому счету прав. Регулярно водить на буксире во льдах Арктики по одному, а чаще по два лихтера, маневрировать с ними на стес ненных, мелководных рейдах заполярных портопунктов — задачи запредельные, по нынешним моряцким меркам — абсурд! Ну, а мы, поставив лихтера на рейде порта Диксон для ожидания постановки к причалу под выгрузку, ошвартовались у угольной эстакады на острове Конус для бункеровки углем. Этот небольшой островок с симпатичным названием действи тельно напоминал геометрическую фигуру конуса. По своему удачному положе нию в бухте Диксон он как нельзя лучше подходил для сооружения на нем уголь ной базы. Крутые, обрывистые берега, приличные глубины, сравнительно свобод ная акватория вокруг островка позволяли судам маневрировать при заходе на швартовку к небольшому деревянному пирсу, построенному в наиболее удобном месте — ровной площадке на краю островка. В первые послевоенные десятилетия наш Диксон был поистине арктической столицей. В период летних навигаций его посещали все ледоколы, работавшие в западном секторе, и многие десятки транспортных, гидрографических, научно-ис следовательских специальных судов. Они запасались здесь углем и мазутом, пре сной водой, некоторыми видами продовольствия. В навигационной камере можно было получить навигационные карты и пособия для плавания. Капитаны обяза тельно заходили в штаб для ознакомления с ледовой обстановкой на путях пред стоящих плаваний, советовались с начальником штаба морских операций, капита нами ледовых проводок, специалистами научной группы, получали новые рейсо вые задания или уточняли уже имеющиеся. Здесь по указанию штаба группировались суда в походные караваны и в назначенное ведущим ледоколом время снимались с якорей, уходили в далекие и трудные ледовые походы к мысу Челюскин, в порты Хатангу, Тикси, на Колыму, на многочисленные полярные станции, расположен ные на Северной Земле, Новосибирских островах и т. д. Диксонские заходы и стоянки — всегда очень приятные воспоминания ветера нов при встречах: «...а помнишь!..». Конечно, мы все это помним и дорожим вос поминаниями. Бывало всякое: самовыгрузки на необорудованные берега арктиче ских островов, тяжеленные мешки с углем на спине, ящики с различным продоволь 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz