Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

впечатляющая. Капитан в крайнем раздражении, как говорят, рвал и метал на всех — от вахтенного штурмана и моряков с лихтера до «неразумного» начальства, гоня­ ющего ледокол на всякие побегушки, словно это портовый буксир. Все присутствующие на верхнем мостике рассредоточились по бортовым кры­ льям мостика, так, на всякий случай. И только мудрейший старпом Галкин в свой­ ственной ему спокойно-вальяжной манере уже планировал, как они сегодня же со стармехом и боцманом внимательно «обнюхают» все повреждения, прикинут, что потребуется для ремонта, возможно, свяжутся с ребятами на лихтерах — у них там этого строительного добра два полных судна! И за день-другой все будет сделано в лучшем виде. Спокойный, доброжелательный и непоколебимо уверенный тон старшего по­ мощника по поводу успешной ликвидации «случая» так повлиял на капитана, что он тут же начал увещевать старпома «не грабить» чрезмерно лихтера: «Уж я вас с Исмаилом (старшим механиком) знаю довольно — сразу два козла в один огород. Дозволь, так пол-лихтера уведете!». Сердитый тон капитана быстро сменился на шутливый, и уже совсем добродушно он добавил: «Ладно, Максим Афанасьевич, пойдем-ка завтракать — вон уже вахта сменилась». Справедливости ради следует сказать, что, ругая начальство между делом, ка­ питан Поташников был по большому счету прав. Регулярно водить на буксире во льдах Арктики по одному, а чаще по два лихтера, маневрировать с ними на стес­ ненных, мелководных рейдах заполярных портопунктов — задачи запредельные, по нынешним моряцким меркам — абсурд! Ну, а мы, поставив лихтера на рейде порта Диксон для ожидания постановки к причалу под выгрузку, ошвартовались у угольной эстакады на острове Конус для бункеровки углем. Этот небольшой островок с симпатичным названием действи­ тельно напоминал геометрическую фигуру конуса. По своему удачному положе­ нию в бухте Диксон он как нельзя лучше подходил для сооружения на нем уголь­ ной базы. Крутые, обрывистые берега, приличные глубины, сравнительно свобод­ ная акватория вокруг островка позволяли судам маневрировать при заходе на швартовку к небольшому деревянному пирсу, построенному в наиболее удобном месте — ровной площадке на краю островка. В первые послевоенные десятилетия наш Диксон был поистине арктической столицей. В период летних навигаций его посещали все ледоколы, работавшие в западном секторе, и многие десятки транспортных, гидрографических, научно-ис­ следовательских специальных судов. Они запасались здесь углем и мазутом, пре­ сной водой, некоторыми видами продовольствия. В навигационной камере можно было получить навигационные карты и пособия для плавания. Капитаны обяза­ тельно заходили в штаб для ознакомления с ледовой обстановкой на путях пред­ стоящих плаваний, советовались с начальником штаба морских операций, капита­ нами ледовых проводок, специалистами научной группы, получали новые рейсо­ вые задания или уточняли уже имеющиеся. Здесь по указанию штаба группировались суда в походные караваны и в назначенное ведущим ледоколом время снимались с якорей, уходили в далекие и трудные ледовые походы к мысу Челюскин, в порты Хатангу, Тикси, на Колыму, на многочисленные полярные станции, расположен­ ные на Северной Земле, Новосибирских островах и т. д. Диксонские заходы и стоянки — всегда очень приятные воспоминания ветера­ нов при встречах: «...а помнишь!..». Конечно, мы все это помним и дорожим вос­ поминаниями. Бывало всякое: самовыгрузки на необорудованные берега арктиче­ ских островов, тяжеленные мешки с углем на спине, ящики с различным продоволь­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz