Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
или транспорта начался и отменить уже ничего нельзя. Это на мостике, в рулевой рубке. То же самое происходит в «низах» — в машинно-котельном отделении. Ког да кочегары неопытны, никакой уголь не компенсирует их неэффективную работу. Эти минусы сказываются на активности работы ледокола или транспортного суд на, и тут тоже бывали бессильны и капитан, и старший механик. Экипаж — одна семья. В арктических плаваниях это проявляется особенно обостренно. Далеко не абстрактно, а вполне реально существует целый свод морских зако нов. Из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, правила хорошей морской практики. Еще русский адмирал Павел Степанович Нахимов как-то заме тил: «Чтобы солдата научить — три месяца довольно, а для того, чтобы дельного матроса получить — три кампании плавать надо!». Термин «кампания» примерно соответствовал нынешнему «навигация», например, арктическая навигация — это 3—4 месяца. Да, капитаны, штурманы, матросы ледокольно-транспортного флота пятидесятых годов были профессионалами высокого класса. Наш первый арктический рейс в ту навигацию начинался в Архангельском пор ту. Предстояло буксировать два двухтысячных лихтера с грузом стройматериалов в Диксон. Курьезный случай произошел при плавании по Северной Двине. Помню, на мостике все спокойно — хорошая видимость, маловетрие, лоцман — на борту, на руле — старший рулевой матрос. Но вот ледорез неожиданно и довольно резко рыскнул в сторону берега. Правда, следуя по Маймаксе, резко и неожиданно рыс кать — непозволительная роскошь: рядом берег, а то еще и приличный плот букси ры ведут. Надлежит быть предельно внимательным на руле. И хотя рулевой в на шем случае справился и удержал судно на курсе, капитан сорвался. Рулевой что-то ответил в свое оправдание. Дальше — больше: «Старпом, заменить рулевого!» — «Есть заменить рулевого». На руль заступил другой матрос. Теперь мне, как капи тану с солидным опытом управления большими океанскими судами, совершенно очевидно, что снимать с руля штатного рулевого на стесненном фарватере — рис кованный шаг. Но тогда капитана Поташникова как-то неожиданно «понесло». К сожалению такое не часто, но бывало. Мне доводилось ходить по этому узкому рукаву Северной Двины неоднократно до и после окончания арктических навига ций. Грузились на Бакарице, бункеровались на Левом берегу, суда бывали больше нашего славного «Литке» и менее маневренны, одновинтовые, но «топтать фураж ку» поводов не было. Кстати, ледорез «Ф. Литке» под командой капитана Вячеслава Ивановича По ташникова при проведении высокоширотной Гренландской гидрологической экспе диции осенью 1955 года установил новый рекорд свободного плавания в высоких широтах Северного Ледовитого океана, достигнув 83°26’ северной широты. Спустя два года, мы на дизельном электроходе «Лена» под командой капитана Ветрова по пытались побить этот рекорд, но не дотянули, кажется, шести минут по широте. Переход с лихтерами на буксире из Архангельска в Диксон прошел вполне бла гополучно, однако уже в Диксонской бухте омрачился небольшим происшестви ем. Во время постановки на якорь на мостике опять почему-то произошло волне ние... и с отдачей якоря определенно поторопились. Ледорез уже остановился, а идущие на буксире лихтера не успели погасить инерцию, и передний на небольшой инерции въехал носом в надстройку «Литке». В результате навала оказались раз биты часть планшира (очень хорошего, деревянного, лакированного), несколько леерных стоек и кромка палубного ширстрека. Повреждения, в принципе, пустяш ные — мореходность судна ничуть не пострадала, рядовой случай в морской прак тике. Тем не менее, когда мы поднялись на мостик принимать вахту, картина была 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz