Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

или транспорта начался и отменить уже ничего нельзя. Это на мостике, в рулевой рубке. То же самое происходит в «низах» — в машинно-котельном отделении. Ког­ да кочегары неопытны, никакой уголь не компенсирует их неэффективную работу. Эти минусы сказываются на активности работы ледокола или транспортного суд­ на, и тут тоже бывали бессильны и капитан, и старший механик. Экипаж — одна семья. В арктических плаваниях это проявляется особенно обостренно. Далеко не абстрактно, а вполне реально существует целый свод морских зако­ нов. Из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, правила хорошей морской практики. Еще русский адмирал Павел Степанович Нахимов как-то заме­ тил: «Чтобы солдата научить — три месяца довольно, а для того, чтобы дельного матроса получить — три кампании плавать надо!». Термин «кампания» примерно соответствовал нынешнему «навигация», например, арктическая навигация — это 3—4 месяца. Да, капитаны, штурманы, матросы ледокольно-транспортного флота пятидесятых годов были профессионалами высокого класса. Наш первый арктический рейс в ту навигацию начинался в Архангельском пор­ ту. Предстояло буксировать два двухтысячных лихтера с грузом стройматериалов в Диксон. Курьезный случай произошел при плавании по Северной Двине. Помню, на мостике все спокойно — хорошая видимость, маловетрие, лоцман — на борту, на руле — старший рулевой матрос. Но вот ледорез неожиданно и довольно резко рыскнул в сторону берега. Правда, следуя по Маймаксе, резко и неожиданно рыс­ кать — непозволительная роскошь: рядом берег, а то еще и приличный плот букси­ ры ведут. Надлежит быть предельно внимательным на руле. И хотя рулевой в на­ шем случае справился и удержал судно на курсе, капитан сорвался. Рулевой что-то ответил в свое оправдание. Дальше — больше: «Старпом, заменить рулевого!» — «Есть заменить рулевого». На руль заступил другой матрос. Теперь мне, как капи­ тану с солидным опытом управления большими океанскими судами, совершенно очевидно, что снимать с руля штатного рулевого на стесненном фарватере — рис­ кованный шаг. Но тогда капитана Поташникова как-то неожиданно «понесло». К сожалению такое не часто, но бывало. Мне доводилось ходить по этому узкому рукаву Северной Двины неоднократно до и после окончания арктических навига­ ций. Грузились на Бакарице, бункеровались на Левом берегу, суда бывали больше нашего славного «Литке» и менее маневренны, одновинтовые, но «топтать фураж­ ку» поводов не было. Кстати, ледорез «Ф. Литке» под командой капитана Вячеслава Ивановича По­ ташникова при проведении высокоширотной Гренландской гидрологической экспе­ диции осенью 1955 года установил новый рекорд свободного плавания в высоких широтах Северного Ледовитого океана, достигнув 83°26’ северной широты. Спустя два года, мы на дизельном электроходе «Лена» под командой капитана Ветрова по­ пытались побить этот рекорд, но не дотянули, кажется, шести минут по широте. Переход с лихтерами на буксире из Архангельска в Диксон прошел вполне бла­ гополучно, однако уже в Диксонской бухте омрачился небольшим происшестви­ ем. Во время постановки на якорь на мостике опять почему-то произошло волне­ ние... и с отдачей якоря определенно поторопились. Ледорез уже остановился, а идущие на буксире лихтера не успели погасить инерцию, и передний на небольшой инерции въехал носом в надстройку «Литке». В результате навала оказались раз­ биты часть планшира (очень хорошего, деревянного, лакированного), несколько леерных стоек и кромка палубного ширстрека. Повреждения, в принципе, пустяш­ ные — мореходность судна ничуть не пострадала, рядовой случай в морской прак­ тике. Тем не менее, когда мы поднялись на мостик принимать вахту, картина была 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz