Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
— Слушай, Степанович, я смотрю — чего ты вторым-то топчешься? Вот Алек сандр Александрович в отпуск собирается — подменишь старпомом? Я в ответ: — Максим Афанасьевич, я только пять месяцев вторым хожу. — А ничего, раз-другой хорошую «трепку» от капитана получишь и .. .сладится! И как всегда добродушно хохотнул. — Ну, разве что на этих условиях, Максим Афанасьевич. — Вот и договорились — зайди в моринспекцию, оформи там, что полагается. Да я с Иваном Павловичем уже говорил. Три года ходил я с капитаном Галкиным на «Сестрорецке». Великолепная мор ская школа — старший помощник капитана на пассажирском судне, вряд ли кому пожелаешь... Но справедливости ради заметим — польза немалая: мужает стар пом, переходит на новый уровень, становится настоящим старшим командиром, непосредственным руководителем большого разнородного и очень неспокойного коллектива, именуемого — экипаж! Прошла зима, миновала весна. Завершился, наконец, длительный и тяжелый во всех отношениях ремонт силами судоремонтного завода и экипажа. К началу лета 1954 года наш старенький заслуженный ледорез заметно поправился, посвежел и выглядел «еще хоть куда». Пожилой — понятно, но нестарый. Покрасили все что называется от киля до клотика, навели лоск в жилых помещениях и на палубах, вывели в лучшем виде все названия и надписи на бортах, посмотрели с причала: «Хорош ветеран!». Пришли из длительных отпусков штатные члены экипажа. На чали готовиться к очередной арктической навигации. Давно замечено: сколько бы моряк ни плавал, а каждый выход в море всегда волнует — сборы, прощания, рас ставания с близкими... Капитаном снова стал Вячеслав Иванович Поташников, старшим помощни ком Максим Афанасьевич Галкин, вторым штурманом Эдуард Купри, бывший чет вертый штурман Игорь Кирюков стал третьим. Прибыл из отпуска и наш славный боцман Михаил Андреевич Яковлев. Почти все матросы собрались. Переход из ремонтного состояния в эксплуатационный режим — великое событие в жизни экипажа. Светлей и радостней становится вокруг, все как будто молодеет. В предстоящую арктическую навигацию нам планировалось совершить несколь ко буксировок лихтеров с грузами в заполярные портопункты: Амдерму, Нордвик, Тикси. Шли в основном строительные материалы и техника — Севморпуть широ ко и активно обустраивался. Ну, естественно, и участие в проводках транспортных судов по трассам Северного морского пути. Арктика! Ёмкое, сложное, порою опасное и очень непредсказуемое понятие. Много нового, часто непонятного, иногда просто немыслимого в обычных усло виях. Тяжелые льды, малоизученные течения, недостоверные глубины, местные вет ровые завихрения типа новоземельской боры, жестокие, неожиданные штормы, грунты с наслоениями вечной мерзлоты, недержащие якорей. В пятидесятые годы прошлого века все это были неизбежные арктические реалии. Для работы на судах ледокольно-транспортного флота в то время, как прави ло, требовались моряки-профессионалы высокого класса потому, что мореплава ние на арктических трассах оценивалось как высший пилотаж в мореплавании. Ведь если при маневрировании во льдах матрос-рулевой неточно выполнит команду капитана или вахтенного штурмана, не поймет их намерения и не предпримет быс трого действия по управлению рулем, можно не сомневаться, что вмятина, а то и пробоина в корпусе судна будет неизбежна. А главное в том, что маневр ледокола 7 — 1664 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz