Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Авот и мотобот «Гризодубова», на котором плавает матросом мой старший брат Федор. Судно ночью неожиданно оказалось на береговой отмели. Вероятно, на при ливном течении, при штормовом ветре пополз якорь, и бот прижало к берегу. А на отливе он во всей красе стоял на сухом каменистом берегу! Для мальчишек это — сказка! Мы с восторгом осматриваем его огромную подводную часть, винт, руль. От всего этого великолепия захватывает дух. Лезем с вопросами к морякам, но они сегодня явно «не герои» и досадливо отмахиваются от нас, словно от назойливых мух. К брату подавно не подступиться, посмотрит —рублем подарит! Но ничего, мы не унываем. Посмотреть и даже потрогать всамделишные винт и руль —это далеко не всем удается. Было чем восхищаться будущим капитанам, штурманам, механикам, матросам, промысловикам-мореходам. На очередном приливе судно благополучно отошло на рейд. Все это, безусловно, впечатляло. Ведь к концу тридцатых годов в водах Белого и Баренцева морей, у полуострова Канин и Мурманского побережья, успешно вели промыслы десятки рыбных сейнеров, малых тральщиков. Ловили треску, пикшу, палтус, камбалу, а по весне вели ярусный лов полярной акулы, делали попытки вести белужий промысел со специализированных судов. Интересную статью об этих экспериментах написал известный, ныне покойный, капитан Л. К. Шар-Баронов. На зимний период суда рыболовного флота, в частности, сейнеры и малые траль щики, обычно уходили с Белого моря на побережье Мурмана в бухты Териберка, Иоканга, Харловка и в гавани Кольского залива. Тридцатые годы прошлого века были памятными, знаменательными, новаторскими не только в мореходстве и по морских промыслах. Получали активное развитие и сухопутные, береговые, отрасли местного хо зяйствования. Долгощелье к тому времени было наиболее многочисленным по со ставу населения. Вспоминается светло-грустное выражение «...пока все еще живы...». Действительно, почти все были живы, здоровы и полны сил, планов, намерений и, естественно, надежд на благополучную, спокойную жизнь, по крайней мере, на бли жайшие годы. Жители села, особенно молодежь, вели активную работу по обустройству и раз витию всего коллективного хозяйства. Возводили новые жилые дома, фермы для растущего поголовья лошадей и крупного рогатого скота, строили дороги, мосты, возводили переправы, механизировали многие земледельческие и хозяйственные работы. Молодежь, комсомольцы азартно рубили просеку через лесные массивы к районному центру —городу Мезень. В перспективе они планировали построить сорокакилометровую современную дорогу, о которой мечтали многие поколения селян. Всем осточертели эти древние временные зимники и поездки через морской участок в открытых парусных карбасах в период навигации. В 1934 году в Долгощелье построили новую, замечательно красивую по тем временам семилетнюю школу —первую настоящую школу в селе. Ранее всем ми ром строили церкви да колокольни, а вот до школы в селе с полуторатысячным населением все как-то руки не доходили. Теперь вот дошли. Новая школа на высо ком красивом берегу реки Кулой многие десятилетия выступала поистине визит ной карточкой села. Это была не просто общеобразовательная школа. Она явля лась ярким началом культурного гражданского самосознания, источником знаний, добра и света. Здесь получали путевки в жизнь будущие мореплаватели, летчики, инженеры, врачи, учителя. Вступали в активную созидательную жизнь одно за дру 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz