Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Авот и мотобот «Гризодубова», на котором плавает матросом мой старший брат Федор. Судно ночью неожиданно оказалось на береговой отмели. Вероятно, на при­ ливном течении, при штормовом ветре пополз якорь, и бот прижало к берегу. А на отливе он во всей красе стоял на сухом каменистом берегу! Для мальчишек это — сказка! Мы с восторгом осматриваем его огромную подводную часть, винт, руль. От всего этого великолепия захватывает дух. Лезем с вопросами к морякам, но они сегодня явно «не герои» и досадливо отмахиваются от нас, словно от назойливых мух. К брату подавно не подступиться, посмотрит —рублем подарит! Но ничего, мы не унываем. Посмотреть и даже потрогать всамделишные винт и руль —это далеко не всем удается. Было чем восхищаться будущим капитанам, штурманам, механикам, матросам, промысловикам-мореходам. На очередном приливе судно благополучно отошло на рейд. Все это, безусловно, впечатляло. Ведь к концу тридцатых годов в водах Белого и Баренцева морей, у полуострова Канин и Мурманского побережья, успешно вели промыслы десятки рыбных сейнеров, малых тральщиков. Ловили треску, пикшу, палтус, камбалу, а по весне вели ярусный лов полярной акулы, делали попытки вести белужий промысел со специализированных судов. Интересную статью об этих экспериментах написал известный, ныне покойный, капитан Л. К. Шар-Баронов. На зимний период суда рыболовного флота, в частности, сейнеры и малые траль­ щики, обычно уходили с Белого моря на побережье Мурмана в бухты Териберка, Иоканга, Харловка и в гавани Кольского залива. Тридцатые годы прошлого века были памятными, знаменательными, новаторскими не только в мореходстве и по­ морских промыслах. Получали активное развитие и сухопутные, береговые, отрасли местного хо­ зяйствования. Долгощелье к тому времени было наиболее многочисленным по со­ ставу населения. Вспоминается светло-грустное выражение «...пока все еще живы...». Действительно, почти все были живы, здоровы и полны сил, планов, намерений и, естественно, надежд на благополучную, спокойную жизнь, по крайней мере, на бли­ жайшие годы. Жители села, особенно молодежь, вели активную работу по обустройству и раз­ витию всего коллективного хозяйства. Возводили новые жилые дома, фермы для растущего поголовья лошадей и крупного рогатого скота, строили дороги, мосты, возводили переправы, механизировали многие земледельческие и хозяйственные работы. Молодежь, комсомольцы азартно рубили просеку через лесные массивы к районному центру —городу Мезень. В перспективе они планировали построить сорокакилометровую современную дорогу, о которой мечтали многие поколения селян. Всем осточертели эти древние временные зимники и поездки через морской участок в открытых парусных карбасах в период навигации. В 1934 году в Долгощелье построили новую, замечательно красивую по тем временам семилетнюю школу —первую настоящую школу в селе. Ранее всем ми­ ром строили церкви да колокольни, а вот до школы в селе с полуторатысячным населением все как-то руки не доходили. Теперь вот дошли. Новая школа на высо­ ком красивом берегу реки Кулой многие десятилетия выступала поистине визит­ ной карточкой села. Это была не просто общеобразовательная школа. Она явля­ лась ярким началом культурного гражданского самосознания, источником знаний, добра и света. Здесь получали путевки в жизнь будущие мореплаватели, летчики, инженеры, врачи, учителя. Вступали в активную созидательную жизнь одно за дру­ 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz