Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
А тогда, в начале тридцатых, в Поморье все бурлило. Вот на окраине села, на обширной береговой лещади, ровной, словно взлетная полоса аэродрома, порос шей густой сочной травой, новое мероприятие. Группа молодых селян проводит первые испытания только что привезенных из райцентра сенокосилок. Да, тут есть на что посмотреть, просто дух захватывает, —особенно у нас, мальчишек. Ау руко водителей испытаний —братьев Степана и Василия Медведевых —забот уйма. Первая и главнейшая —удержать под контролем местных лошадей, буквально оша левших от грохота и металлического треска новых машин. Они, привыкшие к ти хой, безмятежной луговой вольнице в летнее время, испуганно храпят, брыкаются, встают на дыбы, рвут постромки, ежеминутно рискуя попасть ногами под страш ные режущие острия подвижных косилочных ножей. Только богатырская фигура Степана Ефимовича, его могучие руки и густой бас сдерживают это буйство жи вотных. И вот, спустя пару месяцев, целый дивизион пароконных косильных комплек сов раскатился на раздольных пожнях за рекой. Это поистине великолепное зрели ще, и наблюдать за слаженной ритмичной работой освоенной техники, где веками с однообразно унылой обреченностью тяжело шагали ряды косарей-крестьян, истин ное удовольствие. Да, очень полезное преобразование и великое облегчение изну рительному труду селян. Но самое главное это то, что неизмеримо выросла произ водительность труда. А тем временем на рейде Долгощелья разворачивались еще более впечатляющие события. Пришли новые моторные промысловые суда. В по ловине тридцатых они были действительно первыми и вызывали искреннее восхи щение у подлинных тружеников моря, которые всю свою жизнь вели промыслы рыбы и морского зверя только на парусно-весельных шняках, карбасах, лодках. Теперь на рейде оживленно рокотали моторы ярусных мотоботов, куттеров и первых снюровадных сейнеров. Пусть мощности тех двигателей были пока от 15 до 30 лошадиных сил, но это были уже машины! Собственно и удивляться тут нечему. Ведь всего двадцать лет назад на парусно-моторном судне «Геркулес» полярной экспедиции В. А. Русанова, пустившегося в 1912 году от Новой Земли к Тихому океану Северным морским путем, тоже стояла машина мощностью в 16 лошади ных сил. Правда, к великому сожалению, поход этот закончился трагически для судна и экипажа —экспедиция погибла во льдах Карского моря. Мы, мальчишки, с восхищением и великой завистью глядели на эти (по нашим подростковым понятиям) прекрасные морские корабли, а особенно на наших, нет, уже не просто кормщиков, а настоящих дипломированных капитанов: В. Е. Нечаева, Г. А. Широкого, Н. И. Селивёрстова, А. Т. Федоровского, А. В. Медведева, С. Ф. Медведева, механиков А. П. Нечаева, Ф. В. Медведева, А. А. Увакина, И. А. Широкого и многих других. Да, это были истинные мореходы-профессионалы, новое отважное поколение — ботовщики! Суда готовятся к выходу в море на промысел. Между берегом и мото ботами то и дело снуют шлюпки —обычная предотходная сутолока: у кого-то дви гатель не запускается, и по этому поводу собирается консилиум спецов, а этим на живку из Койды еще не доставили для акульих ярусов, и капитан пытается по теле фону на почтовом отделении давить на поставщиков —судно простаивает из-за отсутствия наживки. Масса больших и малых проблем, хлопот, неувязок. Моряки уходят далеко от родных берегов и надолго, считай до октября, и все надо предус мотреть, обеспечить, запастись необходимым. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz