Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

А тогда, в начале тридцатых, в Поморье все бурлило. Вот на окраине села, на обширной береговой лещади, ровной, словно взлетная полоса аэродрома, порос­ шей густой сочной травой, новое мероприятие. Группа молодых селян проводит первые испытания только что привезенных из райцентра сенокосилок. Да, тут есть на что посмотреть, просто дух захватывает, —особенно у нас, мальчишек. Ау руко­ водителей испытаний —братьев Степана и Василия Медведевых —забот уйма. Первая и главнейшая —удержать под контролем местных лошадей, буквально оша­ левших от грохота и металлического треска новых машин. Они, привыкшие к ти­ хой, безмятежной луговой вольнице в летнее время, испуганно храпят, брыкаются, встают на дыбы, рвут постромки, ежеминутно рискуя попасть ногами под страш­ ные режущие острия подвижных косилочных ножей. Только богатырская фигура Степана Ефимовича, его могучие руки и густой бас сдерживают это буйство жи­ вотных. И вот, спустя пару месяцев, целый дивизион пароконных косильных комплек­ сов раскатился на раздольных пожнях за рекой. Это поистине великолепное зрели­ ще, и наблюдать за слаженной ритмичной работой освоенной техники, где веками с однообразно унылой обреченностью тяжело шагали ряды косарей-крестьян, истин­ ное удовольствие. Да, очень полезное преобразование и великое облегчение изну­ рительному труду селян. Но самое главное это то, что неизмеримо выросла произ­ водительность труда. А тем временем на рейде Долгощелья разворачивались еще более впечатляющие события. Пришли новые моторные промысловые суда. В по­ ловине тридцатых они были действительно первыми и вызывали искреннее восхи­ щение у подлинных тружеников моря, которые всю свою жизнь вели промыслы рыбы и морского зверя только на парусно-весельных шняках, карбасах, лодках. Теперь на рейде оживленно рокотали моторы ярусных мотоботов, куттеров и первых снюровадных сейнеров. Пусть мощности тех двигателей были пока от 15 до 30 лошадиных сил, но это были уже машины! Собственно и удивляться тут нечему. Ведь всего двадцать лет назад на парусно-моторном судне «Геркулес» полярной экспедиции В. А. Русанова, пустившегося в 1912 году от Новой Земли к Тихому океану Северным морским путем, тоже стояла машина мощностью в 16 лошади­ ных сил. Правда, к великому сожалению, поход этот закончился трагически для судна и экипажа —экспедиция погибла во льдах Карского моря. Мы, мальчишки, с восхищением и великой завистью глядели на эти (по нашим подростковым понятиям) прекрасные морские корабли, а особенно на наших, нет, уже не просто кормщиков, а настоящих дипломированных капитанов: В. Е. Нечаева, Г. А. Широкого, Н. И. Селивёрстова, А. Т. Федоровского, А. В. Медведева, С. Ф. Медведева, механиков А. П. Нечаева, Ф. В. Медведева, А. А. Увакина, И. А. Широкого и многих других. Да, это были истинные мореходы-профессионалы, новое отважное поколение — ботовщики! Суда готовятся к выходу в море на промысел. Между берегом и мото­ ботами то и дело снуют шлюпки —обычная предотходная сутолока: у кого-то дви­ гатель не запускается, и по этому поводу собирается консилиум спецов, а этим на­ живку из Койды еще не доставили для акульих ярусов, и капитан пытается по теле­ фону на почтовом отделении давить на поставщиков —судно простаивает из-за отсутствия наживки. Масса больших и малых проблем, хлопот, неувязок. Моряки уходят далеко от родных берегов и надолго, считай до октября, и все надо предус­ мотреть, обеспечить, запастись необходимым. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz