Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
о его приходах. К нему в свое время были приписаны деревеньки Сояна и Нижа. Всего в приходе в 70-е годы XIX века насчитывалось 649 душ мужского пола и 636 женского. Первоначально, когда волость еще принадлежала Антониево-Сийскому монастырю, церковные обряды справляли служители монастыря. По свидетельству историка-краеведа Николая Окладникова первая церковь Владимирская была возведена в Долгощелье в 1770 году. Она простояла более 100 лет и сгорела. После этого на том же месте сгорели последовательно еще три церк ви. Последняя, самая большая и красивая с пятью главами, была возведена в 1895 году. Но над сельскими церквами Долгощелья витал какой-то злой рок. Несчаст ная судьба постигла и этот великолепный храм. Он тоже сгорел в 1937 году. Автор этих строк был очевидцем того страшного пожара. До сих пор отчетливо помнится этот замечательно красивый храм, располагав шийся на широко раскинувшейся сельской площади. Неподалеку, у самого берега реки, стояла построенная в конце XVIII века высокая, покрашенная в белый и зе леный цвета, красивая колокольня. Этот ухоженный, замечательно отделанный и изящно выглядевший церковный комплекс был истинным украшением села. Но и колокольня стала жертвой огня от детской шалости. Летом в жаркую погоду 1994 года она тоже сгорела. При сельской церкви состояли причт —священник и пса ломщик. На священнослужителях лежала обязанность просвещения населения. Церковно-приходская школа в Долгощелье была открыта в 1885 году. Первона чально занимались в доме священника. Он же был учителем и законоучителем. Содержалась школа и учитель на средства жителей. К числу представителей сель ской интеллигенции того времени можно отнести волостного писаря Гагарина. Других сравнительно образованных людей в селе начала XX века не было. Мы знаем, что село Долгощелье издавна слыло местом ссылок. Здесь бывали представители знатных фамилий, расстриженные попы, польские повстанцы. Осо бенно много ссыльных было в начале прошлого века. Вот некоторые сведения из ар хивов о ссыльных и их отношениях с местными властями и населением. В 1904 году в Долгощелье было ссыльных 7 человек, а в Койде —трое. Власти разрешили ссыль ным выезжать в Мезень за продуктами. Эти поездки были, безусловно, большими событиями в однообразной, трудной жизни ссыльных. В августе же 1904 года долго- щельские власти сообщали, что все семеро ссыльных ушли из села. Как оказалось, они, не желая рисковать здоровьем, отправились в Мезень для проживания там. Исправник составил протокол, и дело о самовольной отлучке рассматривалось в суде. Тут любопытны два обстоятельства. Первое —надзор за политическими ссыль ными в наших «каторжных» местах оказывается был весьма символический. Напри мер, «ушли» можно квалифицировать —сбежали, а это новое преступление. Однако реакция властей была совершенно сдержанна. ВМезени беглецы из Долгощелья были задержаны и предстали перед городским судьей для объяснений. Судья выслушал, понял и оправдал их поступок —тяжело людям. Правда, неизвестно, были ли возвра щены бежавшие обратно в Долгощелье или оставлены в Мезени. Второе —не очень понятно. Почему этим людям, по тогдашним законам —государственным преступ никам, проживание, практически безнадзорное, в большом, сравнительно благопо лучном, зажиточном селе казалось невыносимо трудным? Они все болели, жалова лись на плохое питание, суровые климатические условия и т. д. Но всё же в те годы взаимоотношения ссыльных с местными жителями были еще довольно мирными. А вот в годы первой революции 1905 года и особенно в последующий период положение ссыльных резко изменилось. Стали случаться обоюдные оскорбления 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz