Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

веками числились за отдельными, исконно долгощельскими поморскими родами приставки —родовые прозвища: Магазеины, Котюевы. Старики слыхали от своих далёких предков и изустно пересказывали: «Дак, в Мангазею, быват, ходили наши предки-то, да и на етом...Котуе, тоже бывали, когда в Хатангу-то пробирались. Ска­ зывали, что порато богатые зверем, дичью да рыбой места там были». Вот оттуда, наверно, и пошли разные прозвища да приставки —понятное дело. Занимаясь морскими перевозками и торговлей, опытные, энергичные и быва­ лые «предприниматели», как сказали бы теперь, ходили в северные порты сосед­ ней Норвегии. Долгощельские мореходы-промысловики бывали участниками по­ лярных экспедиций, в том числе на Шпицберген, Новую Землю и Канин. Но всё это было, к сожалению, в далёком прошлом. А вот документы сравнительно недав­ него прошлого свидетельствуют, что мореплавание в Баренцевом и Карском морях во второй половине XIX века не только не развивалось, а стало затухать. Начиная со второй половины позапрошлого столетия, стали заметно сокращаться промыс­ ловые плавания поморов на арктические острова и, в частности, на Шпицберген. Казалось, что с появлением и бурным развитием, особенно в Европе, пароходного судоходства, рыбные и зверобойные промыслы в северных морях, в том числе и у нас в России, должны были активно развиваться. Однако, к сожалению, этого не случилось. Экономически отсталая Россия оказалась не в состоянии своевременно пере­ вооружить свой явно устаревший парусный флот. Сложилось острое противоре­ чие между возрастающими потребностями хозяйства и ограниченными возможно­ стями в общем-то слабого экономически государства. Устаревший парусный флот на Севере России был непригоден для активного освоения морских ледовитых пу­ тей в Арктике. Северные окраины в России снова начали приходить в запустение. И все чаще в наших территориальных водах —в районах Шпицбергена, Новой Зем­ ли, а затем и в Карском море —стали появляться паровые промысловые суда Нор­ вегии, Швеции, Англии. Плачевной оказалась судьба многих русских купеческих компаний на Севере. Принимаемые на службу в компании россиян за высокую плату норвежские, голландские, английские и другие специалисты: шкиперы, гарпунеры, рыбмастеры нередко мешали деятельности вновь создаваемых российских компаний. В подтвер­ ждение этого свидетельствовали исторические документы. Русская коммерц-кол- легия, проводившая ревизию деятельности иностранных спецов в составе отече­ ственных промысловых компаний, указывала: «Наемные иностранцы не только не радели о пользе России, но и с намерением препятствовали успехам промыслов. Выписанные в Россию иностранные мастера имели штатные инструкции от гол­ ландских китоловных компанейщиков и получали плату, чтобы китоловные про­ мыслы в России не токмо не размножать, но всеми силами стараться вредить оным до самого истребления». Иностранные руководители приносили много вреда де­ лам русских промысловых компаний. Однако северные поморы —жители беломорских побережных сёл и деревень — традиционно продолжали заниматься промыслами в водах родного Белого моря — вблизи берегов, на участках давно освоенных предыдущими поколениями промыш- ленников-мореходцев. И наши долгощельские, койденские, мезенские морские ста­ ратели успешно добывали морского зверя, ловили рыбу, занимались охотой. Вот отдельные сведения, относящиеся ко второй половине и к концу XIX века. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz