Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
веками числились за отдельными, исконно долгощельскими поморскими родами приставки —родовые прозвища: Магазеины, Котюевы. Старики слыхали от своих далёких предков и изустно пересказывали: «Дак, в Мангазею, быват, ходили наши предки-то, да и на етом...Котуе, тоже бывали, когда в Хатангу-то пробирались. Ска зывали, что порато богатые зверем, дичью да рыбой места там были». Вот оттуда, наверно, и пошли разные прозвища да приставки —понятное дело. Занимаясь морскими перевозками и торговлей, опытные, энергичные и быва лые «предприниматели», как сказали бы теперь, ходили в северные порты сосед ней Норвегии. Долгощельские мореходы-промысловики бывали участниками по лярных экспедиций, в том числе на Шпицберген, Новую Землю и Канин. Но всё это было, к сожалению, в далёком прошлом. А вот документы сравнительно недав него прошлого свидетельствуют, что мореплавание в Баренцевом и Карском морях во второй половине XIX века не только не развивалось, а стало затухать. Начиная со второй половины позапрошлого столетия, стали заметно сокращаться промыс ловые плавания поморов на арктические острова и, в частности, на Шпицберген. Казалось, что с появлением и бурным развитием, особенно в Европе, пароходного судоходства, рыбные и зверобойные промыслы в северных морях, в том числе и у нас в России, должны были активно развиваться. Однако, к сожалению, этого не случилось. Экономически отсталая Россия оказалась не в состоянии своевременно пере вооружить свой явно устаревший парусный флот. Сложилось острое противоре чие между возрастающими потребностями хозяйства и ограниченными возможно стями в общем-то слабого экономически государства. Устаревший парусный флот на Севере России был непригоден для активного освоения морских ледовитых пу тей в Арктике. Северные окраины в России снова начали приходить в запустение. И все чаще в наших территориальных водах —в районах Шпицбергена, Новой Зем ли, а затем и в Карском море —стали появляться паровые промысловые суда Нор вегии, Швеции, Англии. Плачевной оказалась судьба многих русских купеческих компаний на Севере. Принимаемые на службу в компании россиян за высокую плату норвежские, голландские, английские и другие специалисты: шкиперы, гарпунеры, рыбмастеры нередко мешали деятельности вновь создаваемых российских компаний. В подтвер ждение этого свидетельствовали исторические документы. Русская коммерц-кол- легия, проводившая ревизию деятельности иностранных спецов в составе отече ственных промысловых компаний, указывала: «Наемные иностранцы не только не радели о пользе России, но и с намерением препятствовали успехам промыслов. Выписанные в Россию иностранные мастера имели штатные инструкции от гол ландских китоловных компанейщиков и получали плату, чтобы китоловные про мыслы в России не токмо не размножать, но всеми силами стараться вредить оным до самого истребления». Иностранные руководители приносили много вреда де лам русских промысловых компаний. Однако северные поморы —жители беломорских побережных сёл и деревень — традиционно продолжали заниматься промыслами в водах родного Белого моря — вблизи берегов, на участках давно освоенных предыдущими поколениями промыш- ленников-мореходцев. И наши долгощельские, койденские, мезенские морские ста ратели успешно добывали морского зверя, ловили рыбу, занимались охотой. Вот отдельные сведения, относящиеся ко второй половине и к концу XIX века. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz