Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
В Поморье устанавливался принципиально новый образ жизни. Уже не было неожиданностью то обстоятельство, что после революции и гражданской войны подавляющее большинство поморского населения, особенно молодое поколение, стало обретать иные ценности, охотнее воспринимать другие убеждения, новые иде алы. Они стали относиться к развалу всего церковно-религиозного уклада доволь но равнодушно. Даже такие крамольные мероприятия тридцатых годов прошлого века, как сня тие крестов с церквей, а затем их закрытие или переоборудование под различные учреждения, вызывали определённое одобрение, по крайней мере, мужского насе ления и практически всей сельской молодёжи. Исключение составляли немного численные пожилые и престарелые женщины. Молодым людям переоборудование церквей в Дома культуры и общественно-просветительские центры откровенно им понировали. Многовековое противостояние различных религиозных течений обо рачивалось бесшабашным пролетарским принципом: Бога нет, а есть удача! И справедливости ради следует заметить, что многочисленные, нередко огуль ные выпады со стороны «новых», а чаще старых, но «сведущих» идеологов о якобы тотальном разгроме, ограблении и уничтожении церквей и храмов в деревнях и сёлах Поморья, в частности, на Зимнем берегу, нельзя считать ни достоверными, ни корректными. Мы, подростки тех лет, были свидетелями и очевидцами всего происходивше го. Я, например, отлично помню, как в селе Долгощелье группа молодых мужчин, кстати, под руководством моего двоюродного брата, довольно квалифицированно сняли с красивой деревенской, а точнее, волостной пятиглавой церкви кресты и переоборудовали её внутренние помещения под клуб. Помнится, они охотно и ак тивно раздавали иконы и прочую церковную утварь всем желающим, в основном, женщинам. Всё происходило сравнительно спокойно, если не считать проклятий и предания анафеме этих молодых весёлых «супостатов и вероотступников» со сто роны особо религиозных старушек и отдельных голосистых селянок. Ну, а безбожники тоже искренне старались не обострять отношений с одно сельчанами. Они действовали энергично, корректно и спокойно, без резких откло нений от местных обычаев и общеустановленного деревенского уклада. Для нас, деревенской детворы, это был праздник, потому что взрослые мужики разрешали нам теперь вход во внутренние помещения бывшего церковного здания, куда рань ше мы доступа не имели. А когда вновь обретенный клуб был официально открыт представителем сельского Совета и многочисленная весёлая молодежь начала лихо отплясывать под голосистую гармошку излюбленные кадрили, вокруг стало как-то радостнее, свободнее —благо были великолепные летние вечера и все ещё были живы!.. И в этой связи вспоминаются замечательные строки из стихотворения извест ного российского поэта Сергея Городецкого, посвящённые памяти его друга —по эта Сергея Есенина: «...былое падало в овраги, а будущее в жизнь рвалось!..». Но, как говорят, не всякое лыко в строку. Вероятно, бывало в те времена и другое — отвратительно хамское, вульгарное отношение к богословским идеям, церквам, слу жителям храмов, верующим людям. Но это уже другая, безусловно, многоплановая и очень важная тема.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz