Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

В Поморье устанавливался принципиально новый образ жизни. Уже не было неожиданностью то обстоятельство, что после революции и гражданской войны подавляющее большинство поморского населения, особенно молодое поколение, стало обретать иные ценности, охотнее воспринимать другие убеждения, новые иде­ алы. Они стали относиться к развалу всего церковно-религиозного уклада доволь­ но равнодушно. Даже такие крамольные мероприятия тридцатых годов прошлого века, как сня­ тие крестов с церквей, а затем их закрытие или переоборудование под различные учреждения, вызывали определённое одобрение, по крайней мере, мужского насе­ ления и практически всей сельской молодёжи. Исключение составляли немного­ численные пожилые и престарелые женщины. Молодым людям переоборудование церквей в Дома культуры и общественно-просветительские центры откровенно им­ понировали. Многовековое противостояние различных религиозных течений обо­ рачивалось бесшабашным пролетарским принципом: Бога нет, а есть удача! И справедливости ради следует заметить, что многочисленные, нередко огуль­ ные выпады со стороны «новых», а чаще старых, но «сведущих» идеологов о якобы тотальном разгроме, ограблении и уничтожении церквей и храмов в деревнях и сёлах Поморья, в частности, на Зимнем берегу, нельзя считать ни достоверными, ни корректными. Мы, подростки тех лет, были свидетелями и очевидцами всего происходивше­ го. Я, например, отлично помню, как в селе Долгощелье группа молодых мужчин, кстати, под руководством моего двоюродного брата, довольно квалифицированно сняли с красивой деревенской, а точнее, волостной пятиглавой церкви кресты и переоборудовали её внутренние помещения под клуб. Помнится, они охотно и ак­ тивно раздавали иконы и прочую церковную утварь всем желающим, в основном, женщинам. Всё происходило сравнительно спокойно, если не считать проклятий и предания анафеме этих молодых весёлых «супостатов и вероотступников» со сто­ роны особо религиозных старушек и отдельных голосистых селянок. Ну, а безбожники тоже искренне старались не обострять отношений с одно­ сельчанами. Они действовали энергично, корректно и спокойно, без резких откло­ нений от местных обычаев и общеустановленного деревенского уклада. Для нас, деревенской детворы, это был праздник, потому что взрослые мужики разрешали нам теперь вход во внутренние помещения бывшего церковного здания, куда рань­ ше мы доступа не имели. А когда вновь обретенный клуб был официально открыт представителем сельского Совета и многочисленная весёлая молодежь начала лихо отплясывать под голосистую гармошку излюбленные кадрили, вокруг стало как-то радостнее, свободнее —благо были великолепные летние вечера и все ещё были живы!.. И в этой связи вспоминаются замечательные строки из стихотворения извест­ ного российского поэта Сергея Городецкого, посвящённые памяти его друга —по­ эта Сергея Есенина: «...былое падало в овраги, а будущее в жизнь рвалось!..». Но, как говорят, не всякое лыко в строку. Вероятно, бывало в те времена и другое — отвратительно хамское, вульгарное отношение к богословским идеям, церквам, слу­ жителям храмов, верующим людям. Но это уже другая, безусловно, многоплановая и очень важная тема.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz