Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
населённых пунктов, малое количество церквей (одна церковь иногда приходилась на 4—5 деревень волости) и, соответственно, малочисленный штат официальных служителей культа. К этому можно добавить и то обстоятельство, что по причине «пагубности раскольного влияния», как это официально рассматривалось, многие приверженцы старой веры нередко старались скрывать свои убеждения. Официальные власти проводили немало всевозможных мероприятий по борь бе с раскольничеством, прибегая иногда к жёстким мерам, однако ожидаемого ре зультата эти попытки не приносили. Среди жителей поморских селений было не мало тех, кто не принадлежал к старой вере, но активно поддерживал её. Поэтому неудивительно, что даже в начале советского периода, когда подавляющее боль шинство церквей в Беломорье, в частности, на Зимнем и Мезенском берегах, были переоборудованы под различные служебные и общественные нужды или просто закрыты, а официальные священнослужители жестоко преследовались, старооб рядчество всё ещё имело определённое влияние на местное население. Существовали скиты-кельи, где жили и правили службы приверженцы «истин но православной веры», как они себя именовали. Я вспоминаю уже далёкие теперь последние тридцатые годы прошлого века, когда в Долгощелье появлялись жен щины, в основном пожилого возраста, одетые в длинные, тёмного цвета старооб рядческие одежды. Они были, как правило, малообщительны, но в то же время дер жались гордо, достойно, разговаривали с сельскими женщинами тихим напряжён ным голосом, используя выражения не всегда нам, детишкам, понятные. Помнится также, что односельчане относились к ним с большим уважением и почтением. Они искренне считали етих женщин «страдалицами за Бога». По отрывочным разгово рам взрослых, было понятно, что старообрядческие скиты находились где-то в ок рестностях поморских деревень: Сёмжи, Койды, Майды, Ручьев, в удалённых, труд нодоступных и малопосещаемых местностях. Были такие скиты и в верховьях Ме зени, недалеко от маленьких, как говорили, забытых Богом и людьми деревенек. Однако нельзя было не заметить даже детским восприятием, что эти люди по чему-то относились к укладу жизни,, быта и обычаям местного населения с заметно выраженным предубеждением, неприятием, иногда даже с некоторым пренебреже нием и осуждением мирян. Например, они никогда не уделяли не только доброже лательного, этакого обычно умилительного внимания к нам, детишкам-подрост- кам, но как-то намеренно не замечали нас. Возможно, они сторонились нас, опаса ясь, что разболтают де мальчишки, где не следует, о них, не исключено, что было и такое. Эти женщины (мужчин-староверов мы вообще не видали) отрицательно ре агировали на искренние и радушные приглашения селян к участию в угощениях даже во время религиозных праздников. Они не прикасались к «не их веры», утва ри, одежде, совершенно нетерпимо относились к вину, курению, не воспринимали обычаи деревенской жизни. Это, вероятно, уже были люди несколько иного, непонятного вероисповеда ния, вернее, отношения к вере, к религии. Они были носители иного подхода к хо зяйственному и социальному укладу, чем местные жители, со своими особыми тра дициями, обычаями, мировоззрением. Со временем старообрядцы становились оп ределённо «чужими» не только к официальной власти, но не воспринимались серьёзно и большинством местного населения. Они уже не являлись положитель ным, конструктивным примером для большинства селян, для трудовых людей с традиционным поморским укладом —их время прошло... 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz