Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
После смерти протопопа Аввакума официальные власти повели еще более же стокую борьбу с раскольниками —старообрядцами. Было приказано ловить рас кольников и казнить их, предварительно «выдрав им ноздри». Староверы, скрыва ясь от кровавой расправы, уходили в далёкие, северные глухие места. А поморское население, как следует из исторических источников, складыва лось долго и отнюдь нелегко. Это в большинстве тоже были люди, скрывавшиеся в прежние времена и от татарского насилия, и от притеснений своих же князей да бояр, от постоянной зависимости и кабалы. Они были свободолюбивы духом, не редко с бунтарскими задатками, не всегда ладившие с законами. Проявлявшийся со временем свободный, предпринимательский дух поморов, привыкших полагаться на свои знания, опыт, умение больше, чем на волю божию, поддерживал в них чув ство собственного достоинства, независимость и уверенность в том, что всё вокруг — это их собственность, их владения, которые они добыли и создали своим трудом. И вполне логично, что старообрядцы, тоже уходившие от преследований со сто роны царской власти и Никоновских реформ, встречали сочувствие и поддержку в среде севернорусского и, в частности, поморского населения. Старообрядчество создавало в Поморье свои идеологические центры и разного рода общины. Тут, что называется, было «до бога —высоко, а до царя —далеко!». Да, старообрядчество на протяжении двух-трёх столетий оказывало заметное и, в определённой мере, бла готворное влияние на общий уклад жизни северного поморского населения и по существу «было господствующей формой православия на Русском Севере»1. Оно положительно влияло на повышение грамотности местного поморского населения. Очевидно, что распространение грамоты на Севере находилось в пря мой зависимости от старообрядческого быта и уклада. В церквах, монастырях, рас кольничьих скитах, в местных школах, так же как во всех старообрядческих семь ях, детей учили чтению и письму по церковным пособиям. Очевидно, что старооб рядчество было влиятельной ветвью православия на обширных территориях Беломорья, в частности, на Зимнем берегу в Мезенском и Канинском краях, во многих отдалённых селениях. Старообрядческие постулаты и уложения активно воздействовали на сознание местного населения. Их проповеди, духовные книги, старинные иконы, поморские складни, своеобразные восьмиконечные кресты, двуперстное крещение и другие элементы пользовались большим уважением и поддержкой поморов, особенно жен ской части населения. Оно также наложило определённое влияние и на материаль ную культуру поморов, на их поведение, одежду, содержание своих жилищ, неред ко являлось чертами быта и обычаев жителей Северного края. Провинции, волости, селения на поморских берегах, где старообрядчество пользовалось постоянной поддержкой местного населения, заметно отличались от официально православных территорий обособленным бытом, лучшим хозяйство ванием, чистотой и опрятностью, честностью и взаимоуважением, отсутствием пьян ства. Здесь были выше материальный достаток, зажиточность, более благоустроен ные жилища. Один из православных миссионеров по этому поводу грустно пошу тил: «Было бы лучше, кабы все православные в “раскол” перешли!». Активному распространению идей старообрядчества по Поморью немало спо собствовали такие факторы, как удалённость от центра, труднодоступность многих 1Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. —М., 2008. —С. 105. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz