Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

После смерти протопопа Аввакума официальные власти повели еще более же­ стокую борьбу с раскольниками —старообрядцами. Было приказано ловить рас­ кольников и казнить их, предварительно «выдрав им ноздри». Староверы, скрыва­ ясь от кровавой расправы, уходили в далёкие, северные глухие места. А поморское население, как следует из исторических источников, складыва­ лось долго и отнюдь нелегко. Это в большинстве тоже были люди, скрывавшиеся в прежние времена и от татарского насилия, и от притеснений своих же князей да бояр, от постоянной зависимости и кабалы. Они были свободолюбивы духом, не­ редко с бунтарскими задатками, не всегда ладившие с законами. Проявлявшийся со временем свободный, предпринимательский дух поморов, привыкших полагаться на свои знания, опыт, умение больше, чем на волю божию, поддерживал в них чув­ ство собственного достоинства, независимость и уверенность в том, что всё вокруг — это их собственность, их владения, которые они добыли и создали своим трудом. И вполне логично, что старообрядцы, тоже уходившие от преследований со сто­ роны царской власти и Никоновских реформ, встречали сочувствие и поддержку в среде севернорусского и, в частности, поморского населения. Старообрядчество создавало в Поморье свои идеологические центры и разного рода общины. Тут, что называется, было «до бога —высоко, а до царя —далеко!». Да, старообрядчество на протяжении двух-трёх столетий оказывало заметное и, в определённой мере, бла­ готворное влияние на общий уклад жизни северного поморского населения и по существу «было господствующей формой православия на Русском Севере»1. Оно положительно влияло на повышение грамотности местного поморского населения. Очевидно, что распространение грамоты на Севере находилось в пря­ мой зависимости от старообрядческого быта и уклада. В церквах, монастырях, рас­ кольничьих скитах, в местных школах, так же как во всех старообрядческих семь­ ях, детей учили чтению и письму по церковным пособиям. Очевидно, что старооб­ рядчество было влиятельной ветвью православия на обширных территориях Беломорья, в частности, на Зимнем берегу в Мезенском и Канинском краях, во многих отдалённых селениях. Старообрядческие постулаты и уложения активно воздействовали на сознание местного населения. Их проповеди, духовные книги, старинные иконы, поморские складни, своеобразные восьмиконечные кресты, двуперстное крещение и другие элементы пользовались большим уважением и поддержкой поморов, особенно жен­ ской части населения. Оно также наложило определённое влияние и на материаль­ ную культуру поморов, на их поведение, одежду, содержание своих жилищ, неред­ ко являлось чертами быта и обычаев жителей Северного края. Провинции, волости, селения на поморских берегах, где старообрядчество пользовалось постоянной поддержкой местного населения, заметно отличались от официально православных территорий обособленным бытом, лучшим хозяйство­ ванием, чистотой и опрятностью, честностью и взаимоуважением, отсутствием пьян­ ства. Здесь были выше материальный достаток, зажиточность, более благоустроен­ ные жилища. Один из православных миссионеров по этому поводу грустно пошу­ тил: «Было бы лучше, кабы все православные в “раскол” перешли!». Активному распространению идей старообрядчества по Поморью немало спо­ собствовали такие факторы, как удалённость от центра, труднодоступность многих 1Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. —М., 2008. —С. 105. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz