Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
столетий. Раскол церкви привёл к широкому религиозному движению, которое яростно сопротивлялось всем новым уложениям патриарха Никона. Сторонников этого течения стали называть старообрядцами, или староверами, то есть привер женцами старых религиозных положений, принципов, ритуалов и общих догматов истинно православной русской веры, а его главные лидеры во главе с протопопом Аввакумом и другими активными противниками нововведений патриарха Никона стали идеологами старообрядчества на Руси. Да, протопоп Аввакум Петров по свидетельствам сведущих людей был знако вой, выдающейся личностью, но человеком крутым, своенравным и довольно уг рюмым в общении. Еще в начале своей религиозной деятельности, получив чин дьякона в одном из приходов, он стал вводить запредельно жесткие требования к прихожанам по части ведения обрядов, ограничения обычных сельских развлече ний, различных празднеств и увеселений. Своими чрезмерными требованиями, а порою прямыми притеснениями, он доводил людей до греха по отношению к само му себе и был неединожды жестоко бит своими прихожанами. А встречи и дискус сии с патриархом еще более ожесточали характер Аввакума, тут, что называется, нашла коса на камень! В конце концов, за крайне резкие выступления против реформ патриарха Ни кона, которые вначале поддерживал и государь, протопопа Аввакума сослали в Се верные края. Отправленный в ссылку в Мезень, он задержался в Холмогорах и активно продолжал свою антиниконовскую деятельность. Открыто и жёстко выс тупал против реформ патриарха. Аввакум рассылал своим сподвижникам и сто ронникам письма, воззвания, грамоты. Он находился в ссылке до того времени (1664 год), когда произошло падение и опала самого патриарха Никона. После его от ставки последовал очередной призыв неуёмного Аввакума в Москву. Но, возвратившись в столицу, энергичный и упрямый протопоп продолжал ак тивное противостояние реформам и даже обратился с письмом к государю Алек сею Михайловичу с резким предложением полностью отказаться от новых церков ных реформ. Однако, как писал великий Пушкин, «...не любит споров властелин!». Власти от реформ не отказались, а неистовый Аввакум снова оказался на Крайнем Севере. После бурных дебатов на Соборе в Москве его снова прокляли, расстригли и отправили вместе с несколькими сподвижниками обратно в Пустозерск на веч ное поселение. Кстати, там появилось его знаменитое произведение «Житие». Он «вещал» о скором приходе антихриста, о воцарении дьявола и призывал православ ных к уходу из мира сего. Разумеется, в результате всех этих богословских баталий с главными государ ственными лицами и высшими предстоятелями православной церкви протопоп Ав вакум постепенно превратился в популярного, признанного идейного вдохнови теля старообрядчества не только в Северном крае, но и далеко за его пределами. В итоге этот яростный, самоотверженный защитник своих, вероятно, не всегда вра зумительных идей и постулатов, человек с решительным, очень сложным, неуступ чивым характером, нашел конец своего жизненного пути на костре. «За великие на царский дом хулы», как значилось в делах о противниках божьей веры, протопоп Аввакум с несколькими своими единомышленниками и последователями по рас колу были сожжены на костре. Это случилось в 1682 году. Да, о жизни и деятельно сти этого по-своему яркого, выдающегося религиозного лидера на Руси во второй половине XVII века было известно немало. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz