Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Умный, начитанный, энергичный и очень властолюбивый новый предстоятель цер­ кви развил бурную религиозную деятельность и начал решительно осуществлять в стране новые богословские реформы. Специалисты-историки утверждали, что в Русской Православной церкви в то время была очень сложная обстановка. Причин и мотиваций для осуществления коренных реформ в деятельности церкви было более чем достаточно. Среди большой массы прихожан росло и ширилось резкое недовольство цер­ ковными делами. Церковь практически превратилась в своеобразного угнетателя и открытого поборщика со своих прихожан. Повсеместно процветало взяточниче­ ство и воровство среди большинства священнослужителей. Накопились многочис­ ленные разночтения и толкования в богослужебных книгах. Монахи, по заявлени­ ям некоторых руководителей монастырей, «спились и заворовались». Было много других различных жалоб на служителей церкви. Приступая к реформам церковной жизни, патриарх Никон в начале ставил две задачи. Первая —восстановление доверия верующих к церкви. Энергично и жёст­ ко восстанавливалось внешнее благочиние всех священнослужителей и правильное исполнение ими всех церковных служб, обрядов, ритуалов в присутствии прихожан. Вторая, самая главная и, как оказалось впоследствии, самая трудная задача —ис­ правление всех священных и богослужебных книг по первоисточникам —греческим образцам. Вводился единый по греческому образцу культ богослужения для всех право­ славных церквей. Например, вместо двуперстия, которое проклиналось как догма­ тическое, вводилось крестное знамение тремя перстами. При богослужении допус­ кались иконы только греческого письма, земные поклоны заменялись поясными, ну и целый ряд других религиозных положений и традиционных божественных установлений и ритуалов. В начальный период проведения реформ патриархом Никоном его поддержи­ вал государь Алексей Михайлович и всё царское окружение. Соглашались с ново­ введениями патриарха и его коллеги —высшие церковные чины. Но против прове­ дения новых религиозных реформ выступила сильная по тому времени оппозиция, в которой объединились многие священнослужители, скажем так, среднего ранга, а также большинство рядовых верующих. Появились активные, решительно несогласные с духом и сутью новых реформ, уже идейно убеждённые в своей правоте противники реформ да и открытые, лич­ ные недруги патриарха Никона. Их главные протесты и требования состояли в том, чтобы все необходимые исправления богослужебных книг проводились не по гре­ ческим образцам, а по старинным русским источникам, в которых, как они счита­ ли, была заложена истинно православная вера. Противоречий и разногласий в церковной деятельности накопилось чрезвычайно много. И на Святой Руси разразилась большая религиозная борьба. Развернулось жёсткое противостояние новореформаторов и оппозиции, которое привело к рас­ колу Русской Православной церкви. В 1656 году патриарх Никон собрал большой церковный Собор, который после жарких дебатов официально поддержал рефор­ мы, проводимые Никоном, осудил и отлучил от церкви всех раскольников. Глав­ ные оппозиционеры —зачинщики раскола —были отправлены в ссылку. Будет уместным отметить, что эти нововведения оказались только началом боль­ шой богословской тяжбы всероссийского масштаба, продолжавшейся более двух 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz