Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Умный, начитанный, энергичный и очень властолюбивый новый предстоятель цер кви развил бурную религиозную деятельность и начал решительно осуществлять в стране новые богословские реформы. Специалисты-историки утверждали, что в Русской Православной церкви в то время была очень сложная обстановка. Причин и мотиваций для осуществления коренных реформ в деятельности церкви было более чем достаточно. Среди большой массы прихожан росло и ширилось резкое недовольство цер ковными делами. Церковь практически превратилась в своеобразного угнетателя и открытого поборщика со своих прихожан. Повсеместно процветало взяточниче ство и воровство среди большинства священнослужителей. Накопились многочис ленные разночтения и толкования в богослужебных книгах. Монахи, по заявлени ям некоторых руководителей монастырей, «спились и заворовались». Было много других различных жалоб на служителей церкви. Приступая к реформам церковной жизни, патриарх Никон в начале ставил две задачи. Первая —восстановление доверия верующих к церкви. Энергично и жёст ко восстанавливалось внешнее благочиние всех священнослужителей и правильное исполнение ими всех церковных служб, обрядов, ритуалов в присутствии прихожан. Вторая, самая главная и, как оказалось впоследствии, самая трудная задача —ис правление всех священных и богослужебных книг по первоисточникам —греческим образцам. Вводился единый по греческому образцу культ богослужения для всех право славных церквей. Например, вместо двуперстия, которое проклиналось как догма тическое, вводилось крестное знамение тремя перстами. При богослужении допус кались иконы только греческого письма, земные поклоны заменялись поясными, ну и целый ряд других религиозных положений и традиционных божественных установлений и ритуалов. В начальный период проведения реформ патриархом Никоном его поддержи вал государь Алексей Михайлович и всё царское окружение. Соглашались с ново введениями патриарха и его коллеги —высшие церковные чины. Но против прове дения новых религиозных реформ выступила сильная по тому времени оппозиция, в которой объединились многие священнослужители, скажем так, среднего ранга, а также большинство рядовых верующих. Появились активные, решительно несогласные с духом и сутью новых реформ, уже идейно убеждённые в своей правоте противники реформ да и открытые, лич ные недруги патриарха Никона. Их главные протесты и требования состояли в том, чтобы все необходимые исправления богослужебных книг проводились не по гре ческим образцам, а по старинным русским источникам, в которых, как они счита ли, была заложена истинно православная вера. Противоречий и разногласий в церковной деятельности накопилось чрезвычайно много. И на Святой Руси разразилась большая религиозная борьба. Развернулось жёсткое противостояние новореформаторов и оппозиции, которое привело к рас колу Русской Православной церкви. В 1656 году патриарх Никон собрал большой церковный Собор, который после жарких дебатов официально поддержал рефор мы, проводимые Никоном, осудил и отлучил от церкви всех раскольников. Глав ные оппозиционеры —зачинщики раскола —были отправлены в ссылку. Будет уместным отметить, что эти нововведения оказались только началом боль шой богословской тяжбы всероссийского масштаба, продолжавшейся более двух 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz