Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
на Шпицбергене многих промышленников. Все эти трагические происшествия, естественно, отбивали охоту забираться в те далёкие, забытые богом и людьми края. А печальных примеров становилось всё более. Так, в 1851 году промысловая артель из 18 человек зимовала на побережье западного острова Шпицберген. Зимой от цин ги погибли 12 промышленников, а остальные шесть, чудом оставшиеся в живых, были спасены случайно оказавшимся летом в этих местах иностранным судном. Справедливости ради, отметим, что в истории Шпицбергена бывали известны примеры и другого плана. Такова легендарная шестилетняя зимовка на восточной окраине архипелага —острове Эдж —в 1743—1749 года:х четырех мезенских про мышленников, которая случилась почти за 100 лет до приведённого выше траги ческого происшествия на зимовке. Зверобои-мореходцы отправились в составе эки пажа большой поморской лодьи из Мезени на Грумант. В бурю при сжатии льдов они лишились судна и, случайно уцелев, оказались на пустынном берегу оледене лого острова. Положение было отчаянным —одно охотничье ружье с несколькими зарядами, топор, ножи да немного муки. И прожили эти отважные Робинзоны на Шпицбергене 6 лет и 3 месяца, пока не подошло оказавшееся в том районе промыс ловое судно известного беломорского кормщика Амоса Корнилова. Он и доставил грумаланов в Архангельск с богатым промысловым грузом —большим количеством шкур песцов, белых медведей, оленей, тюленей и других животных. Вот что писал об этом известном случае ученый-историк, профессор М. И. Бе лов: «Ослепительным отблеском озаряет морскую славу россиян, их силу духа, стой кость, выносливость, подвиг четырёх мореходов из Окладниковой и Кузнецовой сло боды (Мезень. — JI. С.). Он казался настолько невероятным, что вскоре оброс леген дами и стал одним из любимых сюжетов в мировой приключенческой литературе»1. Однако такие знаковые события случались, как говорят, из ряда вон... Чаще в подобных ситуациях промысловиками всё же овладевало чувство заброшенности, подавленности и заканчивалось трагическими исходами. Эти факты и такое поло жение на зимовках, понятно, не способствовали развитию промыслов, возникнове нию и обустройству новых постоянных становищ на Шпицбергене и на Медвежь ем. А власти разных уровней никакого внимания грумаланам и их промысловым делам не уделяли. На островах царило полнейшее запустение. Недальновидная политика администрации Северного края горько аукнулась че рез 100 лет, когда уже Советскому правительству пришлось просить фактических хозяев архипелага —норвежцев —предоставить право на разработку угольных мес торождений и постройку горняцких посёлков Баренцбург, Грумант (Колсбэй) и Пирамида на западном побережье Шпицбергена, по соседству с исконно русскими владениями знаменитого рода Старостиных. Но это будет значительно позднее. А тогда, в 1871 году, шведское правительство (Норвегия в то время входила в состав Шведского королевства) официально обратилось к правительству России с заявлением ожелании присоединить к своим северным территориям острова Шпиц берген и Медвежий. Шведы намеревались устроить там колонию с целью проведе ния научных исследований и охранять этот район под своим флагом. Это намере ние они мотивировали тем, что «Шпицберген давно уже оставлен русскими и те перь он практически необитаем»2. 1Белов М. И. История открытия Северного морского пути. —Л., 1956. —С. 366. 2Шидловский А. Ф. Шпицберген в русской истории и литературе. —СПб, 1912. —С. 8. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz