Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

на Шпицбергене многих промышленников. Все эти трагические происшествия, естественно, отбивали охоту забираться в те далёкие, забытые богом и людьми края. А печальных примеров становилось всё более. Так, в 1851 году промысловая артель из 18 человек зимовала на побережье западного острова Шпицберген. Зимой от цин­ ги погибли 12 промышленников, а остальные шесть, чудом оставшиеся в живых, были спасены случайно оказавшимся летом в этих местах иностранным судном. Справедливости ради, отметим, что в истории Шпицбергена бывали известны примеры и другого плана. Такова легендарная шестилетняя зимовка на восточной окраине архипелага —острове Эдж —в 1743—1749 года:х четырех мезенских про­ мышленников, которая случилась почти за 100 лет до приведённого выше траги­ ческого происшествия на зимовке. Зверобои-мореходцы отправились в составе эки­ пажа большой поморской лодьи из Мезени на Грумант. В бурю при сжатии льдов они лишились судна и, случайно уцелев, оказались на пустынном берегу оледене­ лого острова. Положение было отчаянным —одно охотничье ружье с несколькими зарядами, топор, ножи да немного муки. И прожили эти отважные Робинзоны на Шпицбергене 6 лет и 3 месяца, пока не подошло оказавшееся в том районе промыс­ ловое судно известного беломорского кормщика Амоса Корнилова. Он и доставил грумаланов в Архангельск с богатым промысловым грузом —большим количеством шкур песцов, белых медведей, оленей, тюленей и других животных. Вот что писал об этом известном случае ученый-историк, профессор М. И. Бе­ лов: «Ослепительным отблеском озаряет морскую славу россиян, их силу духа, стой­ кость, выносливость, подвиг четырёх мореходов из Окладниковой и Кузнецовой сло­ боды (Мезень. — JI. С.). Он казался настолько невероятным, что вскоре оброс леген­ дами и стал одним из любимых сюжетов в мировой приключенческой литературе»1. Однако такие знаковые события случались, как говорят, из ряда вон... Чаще в подобных ситуациях промысловиками всё же овладевало чувство заброшенности, подавленности и заканчивалось трагическими исходами. Эти факты и такое поло­ жение на зимовках, понятно, не способствовали развитию промыслов, возникнове­ нию и обустройству новых постоянных становищ на Шпицбергене и на Медвежь­ ем. А власти разных уровней никакого внимания грумаланам и их промысловым делам не уделяли. На островах царило полнейшее запустение. Недальновидная политика администрации Северного края горько аукнулась че­ рез 100 лет, когда уже Советскому правительству пришлось просить фактических хозяев архипелага —норвежцев —предоставить право на разработку угольных мес­ торождений и постройку горняцких посёлков Баренцбург, Грумант (Колсбэй) и Пирамида на западном побережье Шпицбергена, по соседству с исконно русскими владениями знаменитого рода Старостиных. Но это будет значительно позднее. А тогда, в 1871 году, шведское правительство (Норвегия в то время входила в состав Шведского королевства) официально обратилось к правительству России с заявлением ожелании присоединить к своим северным территориям острова Шпиц­ берген и Медвежий. Шведы намеревались устроить там колонию с целью проведе­ ния научных исследований и охранять этот район под своим флагом. Это намере­ ние они мотивировали тем, что «Шпицберген давно уже оставлен русскими и те­ перь он практически необитаем»2. 1Белов М. И. История открытия Северного морского пути. —Л., 1956. —С. 366. 2Шидловский А. Ф. Шпицберген в русской истории и литературе. —СПб, 1912. —С. 8. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz