Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
промышленники. Они вели в водах Шпицбергена традиционные промыслы моржей, тюленей, нерп, а на побережье островов —пушного зверя. Поморы не принимали участия в международных спорах по разделу архипелага Шпицберген. После ухода западных промышленников-китобоев поморы снова были практически единствен ными хозяевами, владельцами Шпицбергена. Император Пётр I в начале своего правления обращал на северные края присталь ное внимание и много способствовал развитию на Севере промыслов и торговли, а также строительству кораблей для военного флота. Однако прошло немного време ни, и всё стало резко меняться. Государь серьёзно и энергично занялся балтийскими проблемами. А северные торговые и промышленные дела стали быстро приходить в упадок и забвение. Царь Пётр приказывал отбирать и направлять на корабли строив шегося Балтийского флота многие сотни лучших, сравнительно молодых и бывалых поморов, имевших опыт плаваний в северных арктических морях. А после смерти Петра Великого на северных территориях России начались но вые перемены. В 1735 году правительствующий сенат выдал повеление важным предпринимателям, в частности, бывшим сподвижникам Петра: «...привести кито вый и прочие промыслы в Северном океане в лучшее состояние для пользы госу дарства». Вот так бывало временами в России —«... для пользы государства!» Кста ти, это были годы правления императрицы Анны Иоанновны. Добавим, что и Ве ликая Северная экспедиция 1733—1743 годов была организована и осуществлена с одобрения «Ея императорского Величества». Но это тоже были лишь временные подвижки по части освоения северных рубежей Великой державы. Во время царствования Елизаветы Петровны коммерц-коллегия затребовала от архангельской коммерц-конторы сведения о том, ходили ли в ближайшие годы промышленники на Шпицберген и «лежащий в Ледовитом море Груланд», на ка ких судах, откуда и какие предметы оттуда привезли, в какое время туда ходят для промыслов. Архангельская контора тут же запросила справки от местных властей Поморья, но из провинции ничего путного не пришло, так как местные чиновники не интересовались морскими промыслами и не занимались развитием этой море ходной деятельности. Положение архангельских властей оказалось «пиковым». Что отвечать на сей государственной важности строгий и срочный запрос? Выручил этих «мздоимцев», как их нередко называли поморы, старый поморский кормщик, знатный мореход Амос Корнилов. Он сообщал, что бывал на Шпицбергене многократно и довольно подробно изложил многие интересные сведения об охоте на морского зверя (кита, моржа, тюленя), о провизии, которую берут с собой промышленники, о методах и способах борьбы со страшным бичом зимовок —цингой, об оптимальных типах судов для ледовых плаваний. Кстати, как свидетельствуют исторические документы, архангельский меща нин Корнилов был весьма незаурядной личностью. Его хорошо знали и безмерно уважали все известные беломорские кормщики как непревзойдённого для своего времени. Очень лестно отзывался о Корнилове и своих земляках-поморах Михаил Васильевич Ломоносов1. Между тем, в России всё более возрастал интерес к открытию путей по аркти ческим морям в Камчатку, Китай, Индию. Живо интересовались этими проблема 1Равич Н. А. Повесть о великом поморе. —М., 1961. —С. 154. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz