Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
мысловых сейнеров-мотоботов. И я хочу честно признать, что в тот период, несмотря на то, что Долгощелье было большое село, а Койда —деревня средней руки, кой- денские промысловики задавали тон как на зимних зверобойках в Белом море, так и на рыболовецких сейнерах в летние навигации —в Шойне и зимой у берегов Мурмана. Это были моряки особого класса. Последующие пять лет вместе служили флоту и Отечеству в военно-морских силах. Но вот прошли годы срочной службы, и мы —молодые, задорные и срав нительно опытные в морском деле парни в матросских бушлатах и самодельных «мичманках» (фуражках с козырьком!) —с новыми планами, идеями, смелыми мечтами продолжили свою моряцкую судьбу, теперь уже на ледоколах и транс портных судах Мурманского морского пароходства. Именно здесь, в замечатель ном моряцком коллективе (в большинстве —моряки загранплавания!), полнос тью осуществились наши самые заветные, самые дерзкие мечты. Мы работали на судах Мурманского пароходства и учились заочно в морских учебных заведени ях —работали и учились, учились и работали. Со временем стали штурманами, потом капитанами. Иногда вспоминаю и с некоторой грустью признаюсь, что за прошедшие деся тилетия работы в пароходстве мне порою не раз и не два приходила в голову, на верное, обидная мысль. В списках судовых экипажей (судовые роли) различных судов довольно часто мелькали знакомые фамилии: Малыгины —капитаны рыбо ловных судов, известные по всему Беломорью, в том числе Иван Тихонович Малы гин, работавший на судах Мурманского пароходства штурманом, а затем капита ном, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник Морского флота, почётный полярник, Малыгины-механики, в том числе Николай Иванович Малыгин, заслуженный механик, ветеран Великой Отечественной войны, участ ник союзных конвоев, Малыгины-боцманы, матросы, мотористы — это всё мои добрые знакомые, порою давнишние старые приятели, наконец, просто ближние соседи-койдена! —коряги-мореходы, друзья-соперники! Да, а где же мои земляки щельяне —наследники исконных, знатных беломор ских мореходцев? Где преемники знаменитого полярника, участника легендарного дрейфа в Ледовитом океане на пароходе «Г. Седов» боцмана, Героя Советского Союза Дмитрия Прокофьевича Буторина? Где последователи знаменитого помора Дмитрия Андреевича Буторина, совершившего походы по древнему пути поморов: Мангазейский морской ход и по трассе Северного морского пути из Енисея в порт Тикси, что в море Лаптевых? Где продолжатели традиций славных моряков-по- лярников, в частности, Ивана Фёдоровича Нечаева, плававшего в своё время на линейных ледоколах, Филиппа Ильича Широкого —штурмана на зверобойных судах, Андрея Григорьевича Селивёрстова —тралмейстера с рыболовных трауле ров? Всех, к сожалению, не перечислить. А в ответ... тишина, а жаль! В течение нескольких десятилетий среди тысяч мурманских моряков ледокольно-транспорт ного флота промелькнули лишь две-три близко знакомые, почти родные фамилии — Буторин, Нечаев, Широкий и всё... Бывает немного грустно и обидно... за славных земляков —наших предшественников, за родное поморское Долгощелье. Ну да что делать, меняются времена, меняются характеры, убеждения, привязанности, нако нец, стремление, особенно молодых людей, к тому или иному роду деятельности, в частности, к трудной, суровой, иногда опасной, но в сущности яркой, отважной и, безусловно, романтичной мореходной деятельности. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz