Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Заметим еще одно обстоятельство. Удалённость Поморья от центральных рай­ онов России, труднодоступность населённых пунктов во многом способствовали появлению и активному развитию на этих далёких окраинах сторонников раскола — старообрядцев. Эти люди, уходившие от преследований официальных властей и притеснений церкви, встречали здесь сочувствие и поддержку поморского населе­ ния. И неудивительно, что старообрядцы в скитах и кельях, созданных около се­ верных селений: Мезени, Сёмжи, Мегры, Ручьёв и других, жили безбедно и пользо­ вались доброжелательным отношением к ним местного населения. Особенно долго существовали эти скиты и кельи в окрестностях Койды. Да и сами жители села Койда были в немалой степени приверженцами старообрядче­ ства. Это влияние проявлялось довольно широко и активно. Кроме того, в те далё­ кие времена жители побережных селений интуитивно и приблизительно, но всё же знали, какие богатства скрывает море в своих глубинах и что там, за горизонтом. Вот оттуда, надо полагать, и пошла особая тяга к трудному, но перспективному, заманчивому мореходному ремеслу. А это стремление, в свою очередь, воспитыва­ ло из поколения в поколение суровых, отважных по природе морских тружеников, их своеобразную взаимную привязанность. И самое главное качество, рождённое этим срастанием, состояло в том, что они никогда, ни в каких ситуациях не боялись моря, его неспокойного характера. Это тот случай, когда говорят, что иллюзии про­ ходят, но притягательная сила моря действует неотразимо. И еще одно подтверж­ дение высказанных мыслей: жители поморских деревень, расположенных от Кой­ ды в западную и южную стороны побережья Майды, Мегры, Ручьёв, Инец, облада­ ли совершенно сходными моряцкими качествами. Да, это были парни с одной улицы! Мы —представители ныне старшего поколения —всегда были и, безусловно, остаёмся добрыми соседями и друзьями на протяжении всего нашего нелёгкого по­ морского пути. Где только не приходилось долгощельцам и койденцам встречаться, а часто и работать, что называется —бок о бок. Еще пятнадцатилетними мальчишками трудились на зимних Канинских путинах —ловили навагу в Большой Кие. Помнит­ ся, там был здоровенный деревянный Койденский дом, в котором жили во время рыбной ловли все промышленники из Койды. Ах, какие в том раздольном доме бы­ вали встречи, весёлые вечера с танцами под старенькую канинскую гармошку! Сколь­ ко было задушевных друзей! Вспоминаю Игоря Попова, Лёню, Веньку, Алёшку Ма­ лыгиных. В Койде, наверное, было три четверти, а то и более жителей с этой извест­ ной по всему Поморью фамилией. А какие девушки-койдянки —весёлые, озорные певуньи, как плясали! Да, молодёжь —она в любом канинском рыбацком доме — молодёжь —удалая, размашистая, иногда задиристая, но всегда дружная и довери­ тельно сплоченная. Тут позволю себе уточнение —я вспоминаю молодёжь конца со­ роковых годов прошлого столетия, более шестидесяти лет назад, прошу не путать! В 17—18 лет (это уже в самом конце сороковых) вместе с койденами ходили на Кеды, на Инцы —добывали зверя, попутно отрабатывая знаменитые поморские побежки по дрейфующим льдам Белого моря. Это тоже было своего рода мастер­ ство, порою жизненно важное, —не прыгать, не топтаться бестолково на плавучей льдине, а, как учили опытные зверобои, пробежать, пронести себя по слабой, нена­ дёжной льдине, чуть касаясь её поверхности. Это трудное, но очень важное умение сохранять самообладание в любых экстремальных ситуациях. В 18—20 лет, уже будучи матросами рыболовных сейнеров (мотоботов), распе­ вали на свой лад весёлую песенку: «В Шойнинском порту с сетями на борту “Рас­ кова” поправляла такелаж!..». Да, в послевоенные годы у койдян было много про­ 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz