Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Заметим еще одно обстоятельство. Удалённость Поморья от центральных рай онов России, труднодоступность населённых пунктов во многом способствовали появлению и активному развитию на этих далёких окраинах сторонников раскола — старообрядцев. Эти люди, уходившие от преследований официальных властей и притеснений церкви, встречали здесь сочувствие и поддержку поморского населе ния. И неудивительно, что старообрядцы в скитах и кельях, созданных около се верных селений: Мезени, Сёмжи, Мегры, Ручьёв и других, жили безбедно и пользо вались доброжелательным отношением к ним местного населения. Особенно долго существовали эти скиты и кельи в окрестностях Койды. Да и сами жители села Койда были в немалой степени приверженцами старообрядче ства. Это влияние проявлялось довольно широко и активно. Кроме того, в те далё кие времена жители побережных селений интуитивно и приблизительно, но всё же знали, какие богатства скрывает море в своих глубинах и что там, за горизонтом. Вот оттуда, надо полагать, и пошла особая тяга к трудному, но перспективному, заманчивому мореходному ремеслу. А это стремление, в свою очередь, воспитыва ло из поколения в поколение суровых, отважных по природе морских тружеников, их своеобразную взаимную привязанность. И самое главное качество, рождённое этим срастанием, состояло в том, что они никогда, ни в каких ситуациях не боялись моря, его неспокойного характера. Это тот случай, когда говорят, что иллюзии про ходят, но притягательная сила моря действует неотразимо. И еще одно подтверж дение высказанных мыслей: жители поморских деревень, расположенных от Кой ды в западную и южную стороны побережья Майды, Мегры, Ручьёв, Инец, облада ли совершенно сходными моряцкими качествами. Да, это были парни с одной улицы! Мы —представители ныне старшего поколения —всегда были и, безусловно, остаёмся добрыми соседями и друзьями на протяжении всего нашего нелёгкого по морского пути. Где только не приходилось долгощельцам и койденцам встречаться, а часто и работать, что называется —бок о бок. Еще пятнадцатилетними мальчишками трудились на зимних Канинских путинах —ловили навагу в Большой Кие. Помнит ся, там был здоровенный деревянный Койденский дом, в котором жили во время рыбной ловли все промышленники из Койды. Ах, какие в том раздольном доме бы вали встречи, весёлые вечера с танцами под старенькую канинскую гармошку! Сколь ко было задушевных друзей! Вспоминаю Игоря Попова, Лёню, Веньку, Алёшку Ма лыгиных. В Койде, наверное, было три четверти, а то и более жителей с этой извест ной по всему Поморью фамилией. А какие девушки-койдянки —весёлые, озорные певуньи, как плясали! Да, молодёжь —она в любом канинском рыбацком доме — молодёжь —удалая, размашистая, иногда задиристая, но всегда дружная и довери тельно сплоченная. Тут позволю себе уточнение —я вспоминаю молодёжь конца со роковых годов прошлого столетия, более шестидесяти лет назад, прошу не путать! В 17—18 лет (это уже в самом конце сороковых) вместе с койденами ходили на Кеды, на Инцы —добывали зверя, попутно отрабатывая знаменитые поморские побежки по дрейфующим льдам Белого моря. Это тоже было своего рода мастер ство, порою жизненно важное, —не прыгать, не топтаться бестолково на плавучей льдине, а, как учили опытные зверобои, пробежать, пронести себя по слабой, нена дёжной льдине, чуть касаясь её поверхности. Это трудное, но очень важное умение сохранять самообладание в любых экстремальных ситуациях. В 18—20 лет, уже будучи матросами рыболовных сейнеров (мотоботов), распе вали на свой лад весёлую песенку: «В Шойнинском порту с сетями на борту “Рас кова” поправляла такелаж!..». Да, в послевоенные годы у койдян было много про 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz