Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

очевидные, масштабные выгоды. Например, путь от Архангельска до Ленинграда вокруг Скандинавии (даже без учёта штормовых осеннее-зимних погод, балтий­ ских проливов с их чрезвычайной перегруженностью, особенно промысловым фло­ том) составляет 2840 морских миль, а через Беломорско-Балтийский канал —674 мили, то есть короче на 2166 миль —это одного транспортного судна в два отече­ ственных порта без дополнительных лоцманских и прочих сборов по иностранным тарифам. Выгоды же при плавании из Архангельска, Мурманска, Кандалакши, Кеми, Ме­ зени с безусловной загрузкой в обоих направлениях в европейские порты: Гамбург, Роттердам, Лондон и многие другие, особенно стран Балтики, просто считать не хочется —не поверят! Относительно расширения, углубления и периодической мо­ дернизации этого внутреннего пути, то в наше время с современными технически­ ми средствами —в чём проблемы, господа? Понятно —всё тот же человеческий фактор. И в этой связи хочется кратко коснуться одного внутреннего водного пути — американо-канадской системы Сивэй (в переводе с английского —морской путь). Это, безусловно, один из выдающихся внутренних водных путей мирового класса, созданных инженерами-специалистами, рабочими-строителями. Он протянулся от побережья Атлантического океана в глубь североамериканского материка —в сер­ дце Америки, как говорят американцы. Автору этого повествования, в своё время работавшего капитаном на судах Мурманского морского пароходства на линии Континент—Канада, неоднократно доводилось заходить в порты, расположенные на Великих северо-американских озёрах, в частности, в Торонто, Гамильтон, Дет­ ройт, Сарния, Дулут и других. Плавание судов между этими и многими другими портами проходит по систе­ ме Сивэй. Это внутренняя, современная, глубоководная система рек, больших и малых озер, соединённых каналами, которая позволяет крупнотоннажным мор­ ским судам заходить с океана внутрь страны, а точнее, двух стран, на расстояние 2340 морских миль, или почти 4400 километров, от океанского побережья в глубь материка. Впервые небольшая внутренняя водная магистраль, ведущая в центральные рай­ оны материка, была построена в 1825 году. Тогда это было скромное сооружение с деревянными шлюзами для подъёма—спуска небольших судов (вероятно, что-то похожее на наш нынешний Беломорско-Балтийский канал). Однако почти за 200 лет своего существования эта водная система прошла четыре капитальных рекон­ струкции и теперь представляет собой гигантский, судоходный путь с 16-тью про­ сторными шлюзами, поднимающими океанские корабли длиной более 200, шири­ ной 23 и осадкой почти 10 метров на общую высоту около 200 метров над уровнем океана. Можно уверенно утверждать, что в наше время в мире не существует другой такой гигантской озёрно-речной магистрали, как Сивэй. И тут, справедливости ради, следует добавить, что к этому своеобразному дару природы (огромные пресновод­ ные озёра) был приложен ум, талант и труд просвещенного, знающего себе цену человеческого сообщества, которое сумело использовать и приспособить это вели­ колепное создание природы во благо и на пользу людям. Внутренняя канальная система Сивэй постоянно развивается и успешно функционирует почти 200 лет! Кстати, заметим, что у системы Сивэй существуют сезонные ограничения, практи- 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz