Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
В 1780 году указом императрицы Екатерины поселение Пинежский Волок в ряду других северных российских сёл было возведено в ранг уездного города с на званием Пинега. Да, город Пинега и окрестные земли на протяжении нескольких столетий был одним из оживлённых промышленных регионов Поморского края. Успешные, прибыльные морские походы, рыбные промыслы, богатые пушным зве рем и дичью лесные угодья, великолепные корабельные леса (одно из главных ус ловий развития кораблестроения), довольно развитое земледелие и животновод ство были основными причинами, притягательной силой и гарантией зажиточной и благополучной жизни на этой земле. Ну а что касается самого Пинежского волока, то он использовался в той или иной мере несколько веков. Расположенный на весьма важном внутреннем речном пути между Архангельском, Холмогорами и Двинским краем с Долгощельем, Ме зенью, Лешуконьем и Печорой он был хотя и нелёгким, но важным связующим участком на этой оживлённой и жизненно важной для жителей Северного Помо рья водной транспортной магистрали. Вместо волока —канал В 1926—1928 годах был построен судоходный канал, соединивший реки Пинегу и Кулой, впадающий в Белое море. Главным предназначением этого канала предполагалась транспортировка древесины на архангельские лесопильные заво ды ну и, естественно, перевозка различных народно-хозяйственных грузов между Архангельско-Двинским краем и северными районами области. По своим характеристикам канал не являлся масштабным сооружением, но всё же его длина составляла примерно 6 километров. Канал проходил по низинной реч ной пойме, которая заливается при весеннем половодье. Для создания канала ис пользованы три небольшие озера, соответственно расширенные и углублённые. На канале был выходной шлюз или некое подобие шлюза —деревянные сооружения: ряжевые головы, откосные стены камеры, двухстворчатые деревянные ворота и подъёмное сооружение в виде воротов. Камера шлюза имела 160 метров в длину и 13 метров в ширину, максимальная глубина около 1,2 метра. Теперь приходится с сожалением констатировать, что «был канал, да весь вышел!». Шлюз уже давно разрушен, а сам канал находится в заброшенном состоянии. Жаль, что пропал большой, тяжкий труд людей, создававших это, безусловно, нужное транспортное сооружение, а главное —ни за что, ни про что оборвали жиз ненно важную транспортно-экономическую артерию между областным центром Ар хангельском, Подвиньеми и отдалёнными, труднодоступными районами: Мезен ским, Лешуконским и далее еще более удалёнными Канинским и Тимано-Печор- ским краями. Ну да что делать, порою творим во вред и себе, и потомкам. Впрочем, нашим российским внутренним водным путям, особенно каналам, из вечно фатально не везло. Тут, на наш профессиональный моряцкий взгляд, тесно переплелись объективные причины и, безусловно, этот пресловутый человеческий фактор. Что касается первой части того моряцкого взгляда, то имеются в виду наши исключительно мелководные морские бассейны. Моряки на более-менее крупно- тоннажных морских и океанских судах из-за мелководья не могут подступиться к многим нашим внутренним водным путям, а нередко даже к морским прибрежным районам Балтики, Беломорья да и многих арктических водных районов. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz