Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
телеграфу и дал команду: «Полный назад!» Пошла вибрация по корпусу. Дубинин поставил телеграф на «Стоп», затем снова дёрнул ручки телеграфа на задний ход и судно чуть заметно двинулось назад. Капитан громко скомандовал: «Штурман, —на корму, следите за льдинами и докладывайте. Александр Иосифович, руби кормой на полной мощности». Что было с механиками в посту управления машинами, не берусь определить, но представ ляю их состояние от этих реверсов с мостика. Почувствовалось еще несколько не сильных толчков в корпус и дизель-электроход медленно двинулся назад. Однако вскоре движение снова прекратилось, а ледовая масса с нарастающей силой стала опять давить на судно. Прошло еще несколько томительных минут. И айсберг медленно начал уда ляться от судна, а впрочем, вероятнее было удаление судна от этой ледяной горы. Мы заметили, что между айсбергом и судном возникла, спрессовалась мощная ле довая подушка. Да, дрейфующая ледовая масса начала работать на нас. Я стоял за штурвалом и не мог точно определить, сколько метров отделяло наше судно от про шедшей по носу ледовой горы. Капитан подошел к своему дублёру, взял его легонько за рукав и устало прого ворил: «Александр Иосифович, когда старпом поднимется на вахту, встряхни меня. Кажется эта штуковина сегодня непоследняя, по крайней мере, пока ветер не уля жется или не изменит направление». Он чуть помолчал и, слегка кивнув головой, тяжело ступая, двинулся к двери. Капитан в этот момент показался мне очень...ста рым. Да, трудно давались морякам и в первую очередь капитанам подобные похо ды к антарктическим тогда еще неизвестным берегам. Много лет спустя, меня словно пронзило это грозное воспоминание. А напомнили о былом слова незамысловатой моряцкой песни, которые я случайно услышал от судового радиста, певшего под гитару: ...А капитаны, поседевшие, едва ли расскажут вам, как в пароходстве ожидали... Кто-то прикрыл входную дверь, и я не услышал продолжения этой, кажется, невесёлой песни. Да, что ни говори, но вывод один: «Нелёгкое дело моряцкая служ ба!». А завершая тему о якорях и... якорных цепях, наверное, нет резона повторять ся о том, что для нас —моряков Мурманского морского пароходства —самый глав ный, самый близкий и родной порт на земле —наш Мурманск. И, естественно, чаще всего нам приходилось бросать якоря здесь, на рейде нашего родного и лучшего порта, по крайней мере, на всём арктическом побережье России. Австралийские встречи К ак безжалостно и бессмысленно разбросала эта жестокая война миллионы мирных, порою совершенно беззащитных людей по самым различным, не толь ко странам, но и континентам, порою немыслимо далёким один от другого. Вот один такой пример из прошлого. Уже более полувека миновало, а память до сих пор выс вечивает яркие и памятные события, будто два —три года всего миновало. В марте 1956 года, после завершения выгрузки и постройки посёлка Мирный в Антарктиде, мы на дизель-электроходе «Лена», получив новое рейсовое задание, отправились в Австралию под погрузку зерна (ячмень в мешках) назначением на 354
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz