Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Мысль работает шире, когда взор не ограничен пространством. С этим нельзя не согласиться —многократно проверено на практике. Теперь мысли капитана были уже о том, какие порою глубокие различия существуют в условиях и, соответствен­ но, поведении людей, живущих на берегу и тех, перед взорами которых: Волны бесятся и по месяцу не увидишь земли; Хоть на палубу небо падает, всё идут корабли! У берегового человека совершенно определённые, отработанные всем ходом повседневной жизни правила, привычки, обычаи. Учитель, врач, инженер, слу­ жащий —все нормальные береговые люди утром позавтракали, собрались (мож­ но не спеша!) и отправились на работу —всё привычно и знакомо, не первый день, не первый год. У моряков —матроса, механика, штурмана, капитана всё иначе. Вечером —в Средиземном море, в египетском порту Порт-Саид, утром — «Красное море шумит!». Или при плавании на Великих американских озёрах — утром входим в первый шлюз канала Уэллен со стороны озера Онтарио, а к по­ луночи, пройдя пять шлюзов, поднимаемся вместе с судном почти на сто мет­ ров над уровнем океана и выходим на безбрежные просторы американо-канад- ского озера Эри. Тёмная южная ночь. По сторонам море огней, а позади оста­ лась ярко освещённая гигантская лестница —пять шлюзов по двадцать метров высотой каждый —нереальные, фантастические картины. Сивэй — работает круглосуточно, ритмично. И так дни и ночи, недели, месяцы —приходы в порты, отходы в море. Но тут, как говорят, кого чему учили и знали —куда шли! А вообще-то моряки, в частно­ сти, капитаны, —такие же люди, как и береговые, только...лучше. Это опять же — субъективное определение. Давайте признаемся —вопрос принципиально нешу­ точный. Тут, мы полагаем, следует спросить женщин. Они в этих делах, думаю, ком­ петентнее нас! Корабли сами не ходят, их всегда ведут люди —моряки. Четыре часа —вахта, две вахты —сутки. 10—12 суток —из французского Гавра в канадский Монреаль, 18 су­ ток —из Мурманска в кубинский главный порт Гавану. Ну, а ежели с Балтики к побережью Антарктиды, то 40 суток полным ходом —проверено на практике. Из балтийского порта Вентспилс до Сингапура —32 ходовых суток, а до японского пор­ та Симоносеки —40. Бывает, случаются небольшие сбои на 2—4 суток, понятно — дело морское. Что касается главного плавания —океанского похода вокруг света, тут конк­ ретно и определённо сказать трудно. Всё зависит, во-первых, от маршрутов океан­ ских плаваний через международные каналы: Суэцкий, Панамский или вокруг Африки и мыса Горн —длина путей далеко неодинакова. Во-вторых, многое зави­ сит от гидрометеорологических условий в океанах —какова погода, направления ветров, течений, опять же заходы в порты и целый ряд других факторов. Но при­ близительно можно считать, что при плавании на современных кораблях вокруг света —5—7 месяцев. А в портах, да что порты, как в той незамысловатой матросской песне Марка Бернеса: «Бананы ел, пил кофе на Мартинике, курил в Стамбуле злые табаки!». Кстати, о табаках, —небольшой, забавный эпизод. Будучи старшим штурманом на теплоходе «Заполярный», который уже несколько дней стоял у причала в стам­ бульской гавани Хайдар Паша, я заказывал продукты для экипажа и попросил при­ 349

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz