Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Вот как описывают это место историки: «...к той же реке Пинеге выше города в 7-ми верстах приклонилась (вот как...приклонилась!) немалая река, текущая из ле­ сов, называемая Кулой, которая течёт на север и втекает в Белое море. Расстояния же между ними во оном месте имеется 4 версты и сие разстояние называется воло­ ком, потому, что едущие водяным путём или по Кулое или по Пинеге не иначе че­ рез сие безводное место из одной в другую реку суда свои и везомое в них пере­ правляют, как на лошадях или сами переволакивают. А по сему волоку и волость оная, в которой ныне город Пинега находится, называлась-Волокопинегскою»1. Да, история этого региона и его обитателей до сих пор вызывает у исследовате- лей-историков немалый интерес. И это —высокоразвитое стремление местного на­ селения (имеется в виду, естественно, мужская часть) к трудным, опасным похо­ дам в далёкие северные и восточные земли, в среднюю и восточную Сибирь. При­ чём эти походы осуществлялись не только более-менее знакомыми сухопутными дорогами, но и далёкими, очень рискованными морскими путями. Яркий пример тому плавание Семёна Дежнёва сотоварищи с Колымы в Анадырь вокруг «Чукоц- кого Носу» в 1648 году. По утверждениям некоторых известных историков Семён Иванович тоже являлся уроженцем Пинежского Волока... А впрочем, мало ли пинежан обозначились и проявили себя в далёких морских плаваниях вдоль сибирских берегов. Недаром сам царь Борис Годунов похвалил российских мореходцев из Мезени и Пинеги Ивана Угрюмова и Федула Наумова «за частые поездки в Мангазею» и своей грамотой в январе 1600 года пожаловал оных: Угрюмова, Наумова и «всех промышленных людей» —пинежан и мезенцев «...промышляти и торговати в Мунгазею морем и Обью рекою на Таз и на Пур и на Енисей им ходити и с самоедами им торговати велели повольно...»2. Другое казалось бы нетипичное для относительно континентального Пинеж­ ского края явление, широко распространившееся в XVII веке, —строительство пи- нежскими мастерами мореходных судов различных классов. Сравнительно неболь­ шие реки, довольно ограниченные мелководные внутренние пути, удалённость жилых поселений, в том числе и' центра края —Пинежского Волока, почти на 200 вёрст от ближайшего побережья Белого моря и на тебе! —на довольно приблизи­ тельной карте с обозначением волока и населённого пункта около него приписка составителя той карты: «Здесь делают кочи». Да, уже во второй половине XVII века пинежские мастера строили на заказ много мореходных судов: новоземельские кочи, лодьи, соймы и поставляли их в Холмогоры, Усть-Пинегу, Мезень и другие приморские поселения. А вот и при­ мер: в 1683 году пинежские корабелы построили и передали заказчикам новые суда: кочей —8, лодий —4, сойма — I3. Разумеется, пинежане строили морские суда не только для поставок по заказам соседей, но обеспечивали и своих земля- ков-мореходцев, которые пускались в дальние морские походы: на Новую Зем­ лю, на Печору, Обь, Енисей и далее —на восток. Отважные, энергичные морехо­ ды —жители Пинежского Волока и окрестных волостей в ряду с другими помор- цами-беломорцами бесстрашно пускались в далёкие, малоизведанные морские походы. О масштабах мореходства жителей Пинеги рассказывают многие исто­ рические документы. 1Мезень и Мезенский край в истории отечества и Баренцева региона. —Архангельск, 2006. —Ч. II. - С. 40. 2Окладников Н. Л. Российские Колумбы. —Архангельск, 2008. —С. 118—119. :1Мезень и Мезенский край в истории отечества и Баренцева региона. —Архангельск, 2006. —Ч. II. —С. 41. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz