Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
а также приполюсную трассу, проходящую от Кольского залива напрямую к Бе рингову проливу. Это была весомая заявка на ввод трансарктических маршрутов в разряд международных транспортных путей, связывающих Атлантический и Ти хий океаны. Но мы, к сожалению, бездарно упустили этот уникальный шанс и, со ответственно, очевидные экономические и финансовые выгоды для нашей страны. Пришли новые времена, последовали непонятные реорганизации, а в Арктике начался банальный развал. С начала 90-х годов в течение более десятилетия в Арк тике разваливали, разрушали, грабили всё, что было создано предшествующими поколениями. Закрывались рудники и прииски, промышленные и промысловые комбинаты, лесоэкспортные предприятия, полярные станции. Исчезали целые по сёлки и фактории. С грустью вспоминается, как мы, моряки Мурманского паро ходства, в начале 90-х годов на своих судах вывозили из Певека, с Колымы, Хатан ги, Диксона многие сотни людей, оказавшихся в одночасье без работы и соответ ственно без средств к существованию. Порою это было похоже на эвакуацию в лихие военные времена. А спустя некоторое время стал практически невостребованным весь Северный морской путь. Да и сам ледокольно-транспортный флот оказался не у дел —стало нечего и некому возить... Грустно сознавать, но пока не следует питать иллюзий и обманывать людей сказками о новом возрождении Арктики. Никакого заметного, значимого возрож дения, кроме многообещающих разговоров на высоких уровнях, там не происхо дит. Создаётся впечатление, что проблемы дальнейшего развития и обустройства северных окраин страны и её транспортных связей пока еще мало кого интересуют. В результате приходится с сожалением констатировать, что после сравнитель но активного периода изучения, освоения и обустройства арктических окраин быв шего Союза в прошедшем столетии эти гигантские побережные территории снова погрузились во мрак и запустение. А что касается островов, архипелагов, да и са мой трансарктической трассы Севморпути, не хочется вспоминать —посчитают за дурной тон. А многолетние разговоры о нефтегазовых месторождениях в Баренце вом море, так это вовсе и не Арктика, не Севморпуть, а в лучшем случае —их «под брюшье». И в этой связи хочется еще и еще раз обратить внимание общества, особенно молодых его представителей, на те огромные затраты материальных ресурсов и средств, которые были вложены в изучение, освоение и обустройство Арктическо го региона предшествующими поколениями россиян. Очень важно знать и помнить, какими гигантскими усилиями решались исторические задачи —открытие и осво ение побережного края —северного фасада нашей великой страны и создание трансарктической национальной водной магистрали —Северного морского пути, о чём мечтали и к чему так горячо призывали нас великие российские патриоты — учёные, исследователи, мореплаватели в течение нескольких столетий. Ни одна страна, даже все вместе взятые государства, прилежащие к побережью Ледовитого океана, не внесли такого вклада в освоение полярных областей, какой свершили русские люди. Отсюда однозначный логичный вывод: Российская Арк тика —это наши территории и здесь мы хозяева! И представляется очень важным поставить наше присутствие в Арктике в ряд главных государственных приорите тов, экономических и политических интересов, твёрдо отстаивать их на всех уровнях. Это наша общая ответственность перед будущими поколениями россиян. Ина че для чего мы 30 и 40 лет назад строили могучие атомные ледоколы, создавали 345
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz