Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

касается дальнейшего освоения, изучения и обустройства Северного морского пути, то уже через несколько лет после создания главка «Главсевморпуть» транспортные суда под проводкой ледоколов и самостоятельно пошли с запада —на Обь, Енисей, в Хатангский залив, к архипелагам Северная Земля и Новосибирские острова, а с востока —на Колыму, к устьям Лены, Яны, Индигирки, к острову Врангеля. Ярко проявился и активно заработал обширный побережный арктический край. Вновь открытый Северный морской путь стал главной национальной комму­ никацией на северных окраинах Союза. Беспрерывно (даже в военные годы) тру­ дами нескольких поколений моряков, гидрографов, лётчиков, полярников, учёных он неуклонно расширялся и осваивался. А к концу восьмидесятых годов развился в гигантскую водную транспортную систему, объединившую все, не только морские, но и речные, так называемые подъездные пути к Сибири, Чукотке, Приморью —от побережья Ледовитого океана до верховьев сибирских и дальневосточных рек. Да —это обширная, разветвлённая широтная магистраль, связующая все запо­ лярные и арктические территории России. Ведь для абсолютного большинства се­ верных регионов: Новой Земли, Ямала, Таймыра, Якутии, Чукотки, да и всей Севе­ ро-Восточной Сибири, это практически единый реально доступный путь доставки и вывоза грузов. Наконец, это важнейшая национальная стратегическая трасса, со­ единяющая европейский Север страны с её Дальним Востоком. За кратким, но ёмким понятием «Севморпуть» стоят природные ресурсы ог­ ромного богатого края —нефть и газ, цветные и редкие металлы, богатые запасы каменного угля и апатитовых руд —всего не перечесть. За Севморпутём —аркти­ ческий континентальный шельф, важнейшая часть национального достояния на­ шей страны. И обо всём этом, по большому счёту, обязаны думать федеральные власти и, естественно, руководители прибрежных территорий —краев, областей, республик. И не просто думать, но и действовать, хозяйствовать там энергично и решительно, как подобает руководителям Великой державы. Одним из наиболее активных, знаковых этапов в развитии северных окраин страны явился выход на трассы Северного морского пути в 60—70-е годы атомных ледоколов, а порт Мурманск стал поистине его началом. Настала новая эпоха в арк­ тическом мореплавании, и наш ледокольный флот уверенно занял мировое лидер­ ство в освоении центральных областей Арктического бассейна, по крайней мере, в Российском секторе Арктики. К концу 80-х годов весь Арктический сектор, от Новой Земли и Земли Франца-Иосифа через Северный полюс до Берингова про­ лива, был обстоятельно обследован и изучен. Это, в свою очередь, позволяло, да и теперь позволяет, новым поколениям атом­ ных ледоколов любых размеров и мощностей уверенно и безопасно водить карава­ ны современных ледокольно-транспортных судов по всем трассам Северного мор­ ского пути, как в навигационный период, так и в круглогодичном режиме. Добавим к сказанному, что к концу 80-х годов Советский Союз располагал самым мощным в мире атомным ледокольным флотом и самыми современными транспортными су­ дами с высшим ледовым классом. А грузооборот в Арктике в 1987 году превысил 6 миллионов тонн (для сравнения —теперь менее миллиона)... Блистательные походы советских атомных ледоколов в высокие широты Арк­ тики и к Северному полюсу выдвинули на очередь эксплуатацию новых трасс Се­ верного морского пути, в частности: высокоширотную трассу по маршруту север­ нее архипелагов Северной Земли, Новосибирских островов, острова Врангеля, 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz