Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
В декабре 1932 года после успешного похода парохода «А. Сибиряков» из Бе лого моря в Берингов пролив по всей арктической трассе за одну навигацию (что очень важно), а точнее, за 66 суток, Советское правительство приняло решение: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать и держать этот путь в исправном состоянии и обеспечить бе зопасность плавания по этому пути». Несколько строчек, казалось бы, простого текста, а в нём сформулирована задача государственного масштаба, которая, спус тя три десятилетия, была практически полностью выполнена. С этого важного правительственного решения и началось плановое, активное освоение гигантской трансарктической водной системы, соединившей бассейны трёх океанов. А магистраль, именовавшаяся ранее как Северо-Восточный проход, получила звучное и гордое название: Северный морской путь. С открытием регу лярного плавания ледокольно-транспортных судов практически по всей трассе — от Новой Земли до выхода в Тихий океан —началось развитие, освоение и обуст ройство северных окраин страны —гигантского побережного края, который моря ки и поныне именуют: «Золотой» южный берег Ледовитого океана! В арктическую навигацию 1934 года легендарный ледорез «Ф. Литке» успешно прошел по всей трассе Севморпути (СМП) из Владивостока в Мурманск. А начиная с навигации 1935 года, по трассе СМП пошли первые караваны транспортных судов под проводкой ледоколов. В течение нескольких лет была создана мощная гидрогра фическая служба, построены специализированные исследовательские суда, появи лись новые навигационные карты и пособия для плавания в арктических морях. В Арктике были построены десятки маяков и полярных станций —от побережья Но вой Земли до восточной оконечности Чукотки. Таким образом, менее, чем за десяти летие главная прибрежная трасса Севморпуть в основном была обустроена. И тут напрашивается один непраздный вопрос: а что помешало России решить эту исторически важную задачу (создание СМП) лет на 30—40 ранее —в конце XIX —начале XX столетия, когда уже был в эксплуатации ледокол «Ермак» и не только он?.. Кстати, профессор Д. И. Менделеев как-то высказал еще одну значи мую мысль о том, что если бы был в эксплуатации Северо-Восточный проход, не случилось бы страшной катастрофы в Цусиме. По твёрдому убеждению специали стов —полярных исследователей, решению этой великой географической задачи тогда помешала бездарность, традиционная недальновидность российского прави тельства относительно развития северных окраин страны. Вот еще один значимый пример нерасторопности российских властей. Швед ский учёный, исследователь, путешественник Норденшельд, уже дважды плавав ший из европейских портов на Енисей, еще в 1869 году высказал прямой упрёк нам — россиянам. Вот что он написал по этому поводу: «Мне кажется странным, что воп рос о торговом сообщении между Атлантическим океаном и устьями Оби и Енисея давно уже не выяснен русскими совершенно. Немногие экспедиции, посланные русским правительством, не достигли своей цели, равно как и предприятия про мышленников, конечно неутомимых и бесстрашных, но довольно мало знающих морское дело». Каково! Так вот оценивали нас, «неутомимых и бесстрашных», шве ды и норвежцы, безусловно достойные, а главное —предприимчивые и весьма праг матичные западные соседи. Однако согласимся, что это —«дела давно минувших дней». И всё же нынеш ним представителям державной власти стоило бы завязать узелок на память. А что 343
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz