Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

В декабре 1932 года после успешного похода парохода «А. Сибиряков» из Бе­ лого моря в Берингов пролив по всей арктической трассе за одну навигацию (что очень важно), а точнее, за 66 суток, Советское правительство приняло решение: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать и держать этот путь в исправном состоянии и обеспечить бе­ зопасность плавания по этому пути». Несколько строчек, казалось бы, простого текста, а в нём сформулирована задача государственного масштаба, которая, спус­ тя три десятилетия, была практически полностью выполнена. С этого важного правительственного решения и началось плановое, активное освоение гигантской трансарктической водной системы, соединившей бассейны трёх океанов. А магистраль, именовавшаяся ранее как Северо-Восточный проход, получила звучное и гордое название: Северный морской путь. С открытием регу­ лярного плавания ледокольно-транспортных судов практически по всей трассе — от Новой Земли до выхода в Тихий океан —началось развитие, освоение и обуст­ ройство северных окраин страны —гигантского побережного края, который моря­ ки и поныне именуют: «Золотой» южный берег Ледовитого океана! В арктическую навигацию 1934 года легендарный ледорез «Ф. Литке» успешно прошел по всей трассе Севморпути (СМП) из Владивостока в Мурманск. А начиная с навигации 1935 года, по трассе СМП пошли первые караваны транспортных судов под проводкой ледоколов. В течение нескольких лет была создана мощная гидрогра­ фическая служба, построены специализированные исследовательские суда, появи­ лись новые навигационные карты и пособия для плавания в арктических морях. В Арктике были построены десятки маяков и полярных станций —от побережья Но­ вой Земли до восточной оконечности Чукотки. Таким образом, менее, чем за десяти­ летие главная прибрежная трасса Севморпуть в основном была обустроена. И тут напрашивается один непраздный вопрос: а что помешало России решить эту исторически важную задачу (создание СМП) лет на 30—40 ранее —в конце XIX —начале XX столетия, когда уже был в эксплуатации ледокол «Ермак» и не только он?.. Кстати, профессор Д. И. Менделеев как-то высказал еще одну значи­ мую мысль о том, что если бы был в эксплуатации Северо-Восточный проход, не случилось бы страшной катастрофы в Цусиме. По твёрдому убеждению специали­ стов —полярных исследователей, решению этой великой географической задачи тогда помешала бездарность, традиционная недальновидность российского прави­ тельства относительно развития северных окраин страны. Вот еще один значимый пример нерасторопности российских властей. Швед­ ский учёный, исследователь, путешественник Норденшельд, уже дважды плавав­ ший из европейских портов на Енисей, еще в 1869 году высказал прямой упрёк нам — россиянам. Вот что он написал по этому поводу: «Мне кажется странным, что воп­ рос о торговом сообщении между Атлантическим океаном и устьями Оби и Енисея давно уже не выяснен русскими совершенно. Немногие экспедиции, посланные русским правительством, не достигли своей цели, равно как и предприятия про­ мышленников, конечно неутомимых и бесстрашных, но довольно мало знающих морское дело». Каково! Так вот оценивали нас, «неутомимых и бесстрашных», шве­ ды и норвежцы, безусловно достойные, а главное —предприимчивые и весьма праг­ матичные западные соседи. Однако согласимся, что это —«дела давно минувших дней». И всё же нынеш­ ним представителям державной власти стоило бы завязать узелок на память. А что 343

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz