Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
лишь деревянные рыболовные мотоботы, сейнеры. Но не зря в народе говорят: лиха беда —начало! Главное —море: большое, безбрежное, порою суровое, но всё равно наше родное, а мы —моряки: О нас не печальтесь, матросские мамы, Мы выбрали эту судьбу! Да, много чего происходило в этой полувековой, неспокойной моряцкой жиз ни. Побережье Мурмана, мурманские берега, порт и город Мурманск стали для моих старших братьев-моряков и особенно для меня —истинно родными берегами. Здесь было всё самое главное, самое важное, самое радостное и счастливое в моей жизни. Тут началась и десятилетия продолжалась счастливая семейная жизнь, выросли и стали дельными инженерами наши дети. Тут прошло более пятидесяти лет нелёгкой, но все равно интересной, полезной и, на мой взгляд, счастливой жизни. Мы росли профессионально, работали и учи лись (в основном заочно). Отсюда из Мурманска уходили в арктические и антарк тические походы, здесь начинались наши дальние океанские и кругосветные пла вания. На кораблях Мурманского ледокольно-транспортного флота мы станови лись штурманами, капитанами дальнего плавания. Акак активно развивался ледокольно-транспортный флот Мурманского мор ского пароходства! Сколько легендарных судов было в его составе. И очень хо чется представить уважаемым читателям хотя бы некоторые из них, на которых мне в свое время довелось, посчастливилось работать матросом, штурманом, ка питаном. Ледокольный пароход «Г. Седов». Да тот самый, который совершил героиче ский дрейф через Центральный бассейн Северного Ледовитого океана с октября 1937 —по февраль 1940 годов. Ледорез «Ф. Литке» —«любимец Арктики» звали его моряки-полярники за великолепный, горделивый внешний вид, скоростные и маневренные качества при плавании во льдах. Он впервые прошел по трассе Северного морского пути из Владивостока в Мурманск в арктическую навигацию 1934 года. Был лучшим хо доком на Севере. Имея две машины с суммарной мощностью 7000 л. с., мог разви вать скорость около 16 узлов —лучшую по тем временам. Мне посчастливилось работать на этом славном корабле дважды —сначала матросом, а позднее —2-м штурманом. Кстати, в 1955 году ледорез «Ф. Литке» под командованием капитана В. И. По- ташникова установил рекорд свободного плавания в Арктике, достигнув 83°26' се верной широты. Этот рекорд был перекрыт только в 1977 году атомоходом «Аркти ка» во время похода к Северному полюсу. Дизель-электроход «Лена» —участник 1-й и 2-й советских комплексных экс педиции в Антарктику в 1955—1957 годах (автор работал на «Лене» матросом, 4-м и 3-м штурманом). Теплоход «Немирович-Данченко» —представитель блистательной серии су- дов-«артистов» с великолепными мореходными качествами. «Артистами» их на зывали по фамилиям известных артистов, присвоенных судам: «В. Качалов», «Леонид Леонидов», «Станиславский», «Немирович-Данченко», «И. Москвин». Это были суда, специально предназначенные для перевозки генеральных грузов в Арктику. Они многие годы работали летом в Арктике, а зимой —на атлантической 338
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz