Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

фьевич Буторин был, безусловно, наш самый главный герой, кумир и близкий друг. У нас даже был секретный сговор —когда он приедет к нам в гости, упросить его взять нас к себе на пароход, хотя бы ненадолго, один раз в Арктику сходить. Дмит­ рий обещал приехать в Долгощелье на встречу с земляками, но не получилось — вскоре началась война и все наши планы были отложены ...на потом. Какие яркие, интересные, исторические события тогда происходили, особенно в Арктике. Моряки открывали новые архипелаги и острова в Центральном бассей­ не Северного Ледовитого океана, строители возводили новые полярные станции, аэропорты. Учёные, исследователи отправлялись в высокоширотные полярные эк­ спедиции и на Северный полюс. Немало бывало в те первые годы освоения Арктики и чрезвычайных событий — от выноса судов на беломорские меляки под напором жёстких зимних льдов и слу­ чаев гибели ледокольных пароходов на неизвестных каменистых банках (гибель парохода «Садко» в сентябре 1941 года в Карском море) до страшного пожара на «Седове» в 1946 году, когда автор был участником этой ужасной трагедии. Случались и забавные, комические происшествия. Помнится, земляки-ветера­ ны, работавшие на этих судах еще до войны и продолжавшие плавания в первые послевоенные годы, рассказывали забавные байки с художественными завитушка­ ми. Например, как капитан Ю. К. Хлебников знаменитым бушпритом ледореза «Ф. Литке» снёс дверь портового склада на Красной пристани в Архангельском порту, а потом ходил к заведующему складами «на мировую». Или вот примеча­ тельный эпизод, когда моряки с «Дежнева» в небольшой суматохе после столкно­ вения парохода с ледоколом «Ленин» (старый, двухтрубный) забыли свой якорь в бортовой кладовке ледокола. И при следующей встрече капитан Кулаков говорил своему коллеге с «Дежнёва» капитану Иванову: «Слушай, Коля, прошлый раз твои ребята якорь в нашей артелке забыли. Распорядись, чтобы забрали —возможно пригодится, да и вещь казённая —денег стоит». Таков бывал такт во взаимоотно­ шениях между коллегами-капитанами. А рассказ моего старшего брата Василия о том, как наш братец Иван со своим приятелем «ездили» по ледовитому морю... на лапах якорей «Седова» и как их вра­ зумлял потом капитан Воронин, трудно воспринимался как реальное событие. Наш брат Иван был отважный и влюблённый в своё дело моряк, но имел очень живой, порывистый, порою непредсказуемый характер. Будучи на берегу, он нередко по­ падал в разные истории и происшествия, о которых иногда забавно, а бывало и с укором, рассказывал старший брат. Иван очень любил нас —младших братьев, а позднее и своих детей —дочь Ма­ шеньку и сына Федюшку. Он ходил еще на старых, дореволюционных пароходах: «Ломоносов», «Г. Седов» и других в период арктических навигаций. А когда приез­ жал домой, привозил нам подарки, а точнее, по тогдашним понятиям гостинцы. Помню, однажды привёз большой фанерный ящик... пряников. Поставил его в се­ нях на втором этаже, раскрыл и весело кричит: «А ну, малышня, налетай!». Мы, естественно, не оплошали! Ах, как всё это было сказочно весело и романтично. Вот брат пришел с моря в Мурманск, накупил там всего вкусного и приехал домой с гостинцами! А Мурманск представлялся нам этаким огромным морским станови­ щем, полным различных морских кораблей —ходи по морям сколько хочешь! А жизнь шла своим чередом. Мы выросли и тоже пошли в море, о котором столько мечтали. Правда, на первых порах наши корабли были... не очень —всего 337

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz