Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

абсолютно убеждён —хорошего, интересного, яркого и вообще достойного было не­ сравнимо больше, чем трудного, неудачного, о котором не хочется вспоминать. Да, мы, послевоенное поколение долгощельцев, тоже считаем Мурманские бе­ рега родными. И надо сказать, у нас в семье выстроилась интересная хронология. Мой старший брат Василий Степанович первый раз молодым матросом подошел к Мурманским берегам на парусном рыболовном судне в 1926-м году. А я —самый младший из шести братьев —пришел из последнего арктического рейса в порт Мур­ манск в мае 1999 года в качестве капитана-наставника на атомном ледоколе «Со­ ветский Союз». Посчитали —получилось более 70 лет. За исключением военных 1941—1945 годов мы —шесть братьев —последова­ тельно, практически беспрерывно, ходили в этих водах вдоль Мурманских берегов с базированием в Мурманске, Порт-Владимире, Териберке, Тюва-Губе и других пор- топунктах. Ловили рыбу на промысловых судах, на пассажирских судах пароход­ ства возили пассажиров на восточной линии Мурманск—Гремиха с многочислен­ ными заходами в промежуточные портопункты —от Кильдина и Териберки до Дроз- довки и Иоканги. Ходили по расписанию и на западной линии Мурманск—Озерко с заходами в Западную Лицу и Порт-Владимир. В период летних арктических на­ вигаций работали на пассажирской линии Мурманск—Шпицберген. А зимние зверобойные экспедиции в ледовитом, неспокойном Белом море — это целая эпоха содружества беломорских отчаянно-дерзких охотников за морским зверем с экипажами мурманских ледокольных судов. Мы —долгощельцы —с дет­ ских лет слышали от наших старших братьев и других земляков интересные, захва­ тывающие истории о тех плаваниях. В их.повествованиях главными героями все­ гда выступали ледокольные пароходы и их капитаны. Это бывало настолько инте­ ресно и ярко, что мы на всю жизнь запомнили те знаменитые пароходы и их капитанов. Тут целая арктическая экспозиция. Капитаны: В. И.-Воронин —на «Седове», «А. Сибирякове», ледоколе «И. Сталин»; Б. И. Ерохин — на «В. Русанове»; Н. И. Хромцов —на «Садко» и на ледоколе «Ленин»; Н. М. Николаев —на ледоре­ зе «Ф. Литке»; Э. Г. Румке —на «Г. Седове»; А. К. Бурке —на «Малыгине» да всех и не перечесть. Блистательные полярные капитаны —яркие представители несколь­ ких поколений: М. Я. Сорокин, М. В. Николаев, Ю. К. Хлебников, Н. Н. Иванов, Ф. Д. Панфилов, П. А. Пономарёв, Г. В. Драницын, А. И. Дубинин, А. И. Ветров, А. А. Качарава, А. В. Пинежанинов, Л. К. Шар-Баронов, А. Ф. Кулаков, В. И. По­ ташников, Г. О. Кононович, Б. М. Соколов, Ю. С. Кучиев, В. А. Голохвастов. Это не просто перечень имён и названий судов. Мы знали о каждом корабле и капитане наверное больше, чем любой журналист тогдашней Мурманской прессы. Они навсегда остались в нашей благодарной памяти. В годы нашей учёбы в долго­ щельской школе каждый старший класс шефствовал над каким-либо арктическим коллективом, например, мы в своём классе были «седовцы», а соседний класс — «папанинцы», следующие —«челюскинцы», «чкаловцы» и так далее. Причём в каж­ дом классе висели соответствующие экспозиции с фотографиями и статьями, вы­ резанными из газет и оформленные учениками. И, разумеется, мы изо всех сил ста­ рались, чтобы наш стенд был лучшим. Эх, если бы нам тогда нынешний объём хотя бы газетной информации! Мы зна­ ли бы не только капитанов, но и старших штурманов, почти всех старших механи­ ков и боцманов. Ну а наш земляк-боцман с парохода «Г. Седов» Дмитрий Проко­ 336

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz