Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
абсолютно убеждён —хорошего, интересного, яркого и вообще достойного было не сравнимо больше, чем трудного, неудачного, о котором не хочется вспоминать. Да, мы, послевоенное поколение долгощельцев, тоже считаем Мурманские бе рега родными. И надо сказать, у нас в семье выстроилась интересная хронология. Мой старший брат Василий Степанович первый раз молодым матросом подошел к Мурманским берегам на парусном рыболовном судне в 1926-м году. А я —самый младший из шести братьев —пришел из последнего арктического рейса в порт Мур манск в мае 1999 года в качестве капитана-наставника на атомном ледоколе «Со ветский Союз». Посчитали —получилось более 70 лет. За исключением военных 1941—1945 годов мы —шесть братьев —последова тельно, практически беспрерывно, ходили в этих водах вдоль Мурманских берегов с базированием в Мурманске, Порт-Владимире, Териберке, Тюва-Губе и других пор- топунктах. Ловили рыбу на промысловых судах, на пассажирских судах пароход ства возили пассажиров на восточной линии Мурманск—Гремиха с многочислен ными заходами в промежуточные портопункты —от Кильдина и Териберки до Дроз- довки и Иоканги. Ходили по расписанию и на западной линии Мурманск—Озерко с заходами в Западную Лицу и Порт-Владимир. В период летних арктических на вигаций работали на пассажирской линии Мурманск—Шпицберген. А зимние зверобойные экспедиции в ледовитом, неспокойном Белом море — это целая эпоха содружества беломорских отчаянно-дерзких охотников за морским зверем с экипажами мурманских ледокольных судов. Мы —долгощельцы —с дет ских лет слышали от наших старших братьев и других земляков интересные, захва тывающие истории о тех плаваниях. В их.повествованиях главными героями все гда выступали ледокольные пароходы и их капитаны. Это бывало настолько инте ресно и ярко, что мы на всю жизнь запомнили те знаменитые пароходы и их капитанов. Тут целая арктическая экспозиция. Капитаны: В. И.-Воронин —на «Седове», «А. Сибирякове», ледоколе «И. Сталин»; Б. И. Ерохин — на «В. Русанове»; Н. И. Хромцов —на «Садко» и на ледоколе «Ленин»; Н. М. Николаев —на ледоре зе «Ф. Литке»; Э. Г. Румке —на «Г. Седове»; А. К. Бурке —на «Малыгине» да всех и не перечесть. Блистательные полярные капитаны —яркие представители несколь ких поколений: М. Я. Сорокин, М. В. Николаев, Ю. К. Хлебников, Н. Н. Иванов, Ф. Д. Панфилов, П. А. Пономарёв, Г. В. Драницын, А. И. Дубинин, А. И. Ветров, А. А. Качарава, А. В. Пинежанинов, Л. К. Шар-Баронов, А. Ф. Кулаков, В. И. По ташников, Г. О. Кононович, Б. М. Соколов, Ю. С. Кучиев, В. А. Голохвастов. Это не просто перечень имён и названий судов. Мы знали о каждом корабле и капитане наверное больше, чем любой журналист тогдашней Мурманской прессы. Они навсегда остались в нашей благодарной памяти. В годы нашей учёбы в долго щельской школе каждый старший класс шефствовал над каким-либо арктическим коллективом, например, мы в своём классе были «седовцы», а соседний класс — «папанинцы», следующие —«челюскинцы», «чкаловцы» и так далее. Причём в каж дом классе висели соответствующие экспозиции с фотографиями и статьями, вы резанными из газет и оформленные учениками. И, разумеется, мы изо всех сил ста рались, чтобы наш стенд был лучшим. Эх, если бы нам тогда нынешний объём хотя бы газетной информации! Мы зна ли бы не только капитанов, но и старших штурманов, почти всех старших механи ков и боцманов. Ну а наш земляк-боцман с парохода «Г. Седов» Дмитрий Проко 336
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz