Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Интересная деталь —у каждой из этих изб-«сестриц», безусловно, был свой хозяин, иногда —на двоих. И в то же время все они в определённом смысле были как бы общие. Избы никто и никогда не закрывал на замок —это считалось бы совершенно дурным тоном. И каждый, кто временно нуждался в пристанище, при условии, что избу никто не занимает, мог совершенно спокойно поселиться в ней на день —два, на неделю или на время промысла. «Живи сколько нужно», —ска жет жильцу хозяин. Однако непременно добавит: «Только за порядком проследи — возможно еще кому понадобится». Бытовала формула: «И опосля нас помор на промысел пойдёт —как же о себе след для него не оставить». В избе всегда можно найти и пользоваться всем, что было —дрова и спички, небольшой запас продо вольствия: немного в узелках муки, крупы, соли, возможно, сухарей или сушёной рыбы —пользуйся, добрый человек, коли есть нужда и потребность, на здоровье! Нечего и объяснять, как обстояло дело с порядком. Какой же помор порядок после себя не оставит —на весь Зимний берег ославят. Вот такие были традиции, обычаи, неписанные законы поморского братства. С приходом к месту промысла избы тщательно очищали, обживали, расклады вали по местам всякую поклажу, готовили рыболовные снасти, ловили неводами мелкую рыбу —мойву, песчанку для наживки. С наступлением благоприятной по годы выходили в море, выкладывали (ставили) длинные яруса —начинался рыб ный промысел. Ловили треску, пикшу, палтус и другую попутную рыбу. Работа запредельно трудная и порою очень опасная, особенно с наступлением осени и штор мовой погоды. Ну да что делать —дома семьи кормильцев-добытчиков ждут. Каждая артель жила в собственных избах. Правда, бывало, отдельные неболь шие группы рыбаков, прибывавшие позднее, ближе к летнему сезону, жили во вре менных шалашах, но это, пожалуй, были исключения. Промысловые сезоны на Мурмане продолжались три —четыре месяца ежегодно. И, естественно, между про мысловиками заводились и поддерживались многосторонние связи, складывались в основном добрые взаимоотношения и немудрено. Совместные, порою очень труд ные дороги весной к местам промыслов, общий интерес к ловле рыбы, регулярное обсуждение хода промысла, возникавших неудач, консультации по устранению различных проблем, совместный досуг, особенно у молодёжи, праздники, разборы возникающих конфликтов, всегдашняя готовность помочь друг другу —всё это объе диняло промысловиков. В рыбацких артелях на Мурмане участвовали мужчины всех возрастов —от пожилых многоопытных хозяев-кормщиков до подростков-зуйков. И понятно, что здесь осуществлялось профессиональное обучение и прививались практические навыки молодым рыбакам. Они постепенно проходили все ступени рыбацкого со вершенствования, причём обучение и воспитание были истовыми и суровыми. Не всё и не всегда на Мурманских берегах было благополучно, согласно обыча ям и правилам. Безусловно, бывали различные, порою крупные инциденты и, как ныне выражаются, местные разборки. Вот для примера один такой случай. Пого жим днём ранней осени жители поморского села Долгощелье выезжали на Кулой- ское устье. Кто собирался ловить рыбу, другие —в речку Корговку (по местному — Хорьговка) вывозить заготовленное сено. Мужики приметили, что с моря в устье Кулоя медленно со слабым ветерком идёт промысловое парусное судно. Парусник определённо долгощельский, но острый моряцкий взгляд земляков сразу уловил, что судно идёт как-то не так. Паруса полощут, людей на палубе не видать и маневр 332
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz